Мы побывали в гостях у Георгия Федоровича – в квартире на улице К. Либкнехта, где он проживает вместе с супругой, дочерью, внучкой и правнучкой.
«В 9-й школе учились, в основном, дети партийной элиты и городского руководства»
Родился Георгий Шароваров в 1936 году в Полоцке. К слову, родные его с рождения назвали Юрием, а папа почему-то записал в документах «Георгий». Но для самых близких наш герой на всю жизнь так и остался «Юрой». Отец нашего героя, Федор Никифорович Шароваров – герой-фронтовик, заслуженный агроном СССР, в свое время возглавлял колхоз им. XXII партсъезда Бобруйского района, из отстающих вывел его в передовое хозяйство Могилевской области.
В начале войны их семья была эвакуирована в Чистопольский район Татарской АССР. В 1945-м году отца по решению ЦК партии направили в Белоруссию для подъема хозяйства, так в возрасте 9 лет Георгий оказался в Бобруйске. Окончил школу номер 9, в которой, по его словам, училось много детей партийных и советских работников. В юности Георгий имел l-й разряд по боксу, был чемпионом Могилевской области в первом полусреднем весе.
После окончания школы поступил на историко-географический факультет Могилевского пединститута . Во время учебы активно занимался спортом и общественной работой. Получил удостоверение инструктора-общественника, что давало право работать с молодежью по пропаганде физкультуры и спорта (в те времена было такое). Также был дружинником, командиром комсомольской патруля (это прародитель народной дружины). Было дело: задержали рецидивиста, и министр МВД наградил нашего героя именными часами.
В 1959-м году он вместе с супругой Ниной Михайловной приехали по направлению на работу в сельхозтехникум, который тогда только открылся на базе бухгалтерский школы. И здесь Георгий Федорович был активистов. Его избрали секретарем комитета комсомола техникума, командиром народной дружины, членом и внештатным секретарем горкома комсомола. Это была общественная нагрузка к основной работе.Через несколько лет Георгий Шаровары вступил в ряды партии, потом его рекомендовали в райком комсомола Бобруйского района. В 1962-м году он ушел из техникума и всецело занялся комсомольской работай, его избрали первым секретарем Бобруйского райкома комсомола. С конца 1963 года по 1966 снова работал в сельхозтехникуме, параллельно продолжал заниматься общественной деятельностью.
Потом нашему герою предложили учиться в Минской высшей партийной школе при ЦК КПСС, где он окончил отделение журналистики, радио и телевидения. Во время двухлетней учебы стажировался на радио и телевидении, в газете «Последние новости» .
Георгию Шароварову предлагали остаться работать в столице, но его тянуло в Бобруйск – здесь были жена, дочь, родители, друзья.
По возвращению, в 1966-м году, Георгию Федоровичу предложили возглавить отдел культуры Бобруйского горисполком, в этой должности он отработал 12 лет. Во время работы в горисполком был заместителем городского штаба народной дружины, и его даже наградили знаком «Отличник милиции». Пять раз избирался депутатом горсовета депутатов.
Как начальник отдела культуры, Георгий Федорович, курировал работу самых разных учреждений: библиотек, театров, Домов культуры, музыкальных школ, музеев, при нем строились, реконструировались, открывались многие из них. Культурная жизнь Бобруйска в 70-х, по словам нашего героя, кипела. Но обо всем по порядку.
«Хлоп – и все, и не стало театра»
Когда Георгий Шароваров вступил в должность начальника отдела, театр в Бобруйске именовался Могилевским областным театром музыкальной комедии. Уже при нем, в 1970-м, в связи с постановлением Совета Министров БССР о создании на его базе Государственного театра музыкальной комедии и переводе его в Минск, театр в Бобруйске был переименован в областной драматический. В этом же году было принято решение о реконструкции старого здания в связи с аварийным состоянием перекрытия.
– Решили его взорвать, только сценическую часть оставить и построить новое здание, – вспоминает Георгий Федорович, потом мы жалели, что не взорвали и сцену, тогда ее можно было бы расширить. Видел взрыв из окна своего кабинета. Горисполком в те годы находился в здании нынешней администрации Ленинского района по улице Советской. Заходили ко мне председатель, заместители и все смотрели. Хлоп – и все, и не стало театра. В соседних домах выбило стекла окон. Мы потом ходили, расчищали руины. Помню, приезжал архитектор довоенного здания, смотрел, сожалел и даже заплакал, что его детище уничтожили. Проект нового здания создавал молодой белорусский архитектор Виктор Крамаренко. На реконструкцию театра ушло около семи лет.
Георгий Федорович вспоминает, как много пришлось в тот период ездить по разным городам Союза, выбивать всего для театра. Форму люстр (которые и сейчас висят) разрабатывали художники из Москвы и Ленинграда, отливали их частично на нашем «Немане». Занавес для сцены заказывали в мастерских в Москве. На время реконструкции здания театральная труппа работала в помещении городского Дома культуры (бывший клуб промкооперации) по улице Комсомольской, 53. Новое здание театра торжественно открыли в 1977-м году, тогда же оно стало носить имя В.И. Дунина-Марцинкевича.
– Кроме областного театра музкомедии у нас было два народных: в Доме офицеров и в Доме культуры, вспоминает Георгий Федорович. – Режиссером первого являлся Карпов, актерами в нем были военнослужащие и их жены. Режиссером второго был Шурин. Уровень этих театров был очень высоким, они становились победителями всесоюзных конкурсов. И тогда другая тяга к театру у людей была.
«В Дом офицеров ехали известные коллективы, звезды эстрады, театры со всего Союза»
Центром притяжения культурной жизни в Бобруйске в те годы были Дом культуры на Комсомольской и Дом офицеров, рассказывает Георгий Шароваров.
– В Доме культуры проходили концерты, смотры- конкурсы эстрадной песни, народной песни, встречи с интересными людьми, приезжали талантливые чтецы со всего Советского Союза, проводились кружки для детей и взрослых, новогодние утренники для детей, и еще много чего, – рассказывает Георгий Федорович. – Директорами Дома офицеров при мне были Мележ (брат известного писателя Ивана Мележа), потом Эмиль Глухов (очень талантливый человек, который умел решать вопросы с любым генералом, потом он уехал вслед за своими детьми в Америку). Я дружил с ними обоими. В Дом офицеров ехали известные коллективы, звезды эстрады, театры со всего Союза, потому что первостепенной задачей было обслуживать военнослужащих. Мне приходилось встречать их всех, размещать, организовывать встречи, в этом плане была очень бурная и интересная жизнь.
Георгий Федорович вспоминает, что в Дом офицеров часто приезжали «Верасы», «Песняры», Минский театр оперы и балета, бывали Львовский оперный театр, польская поп-певица и актриса Марыля Родович, советская и российская эстрадная певица Галина Ненашева, югославский (словенский) актер и исполнитель попмузыки Ладо Лесковар, советская актриса театра и кино Марина Ладынина, болгарская эстрадная певица Лили Иванова, с гастролями приезжал театр Станиславского и многие другие.
По словам Георгия Федоровича, свои клубные учреждения в то время имели все крупные предприятия города: «ФанДОК», РТИ, фабрика им. Дзержинского, комбинат стройматериалов, «Красный пищевик», «Агромаш», комбинат вторсырья, завод им. Ленина, меховая фабрика, трикотажная фабрика, кожкомбинат, стройтрест № 22, мясокомбинат. А еще был клуб санпросвета, располагался он на втором этаже здания, где сейчас редакция городской газеты «Бабруйскае жыцце». Там с окошка демонстрировали кинофильмы на ту сторону улицы, где вешали экран и люди смотрели фильмы санитарно-профилактической направленности. И еще 10 учебных заведений и 30 школ имели свою самодеятельность и могли выступать.
В те годы в Бобруйске было четыре коллектива со званием «народный», в том числе танцевальные ансамбли «Юность», работающий на базе городского Дома культуры (руководили ансамблем Людмила Криштапович и ее супруг) и «Вяселка», работающий на базе клуба «ФанДОК»), его руководителем был Борис Вольфсон.
«Моргунову на «Ремобуви» пошили ботинки, на фабрике художественных изделий вышили рубаху, на меховой фабрики подарили шапку»
На тот момент, когда Георгий Федорович возглавил отдел культуры, в Бобруйске функционировало четыре кинотеатра: «Товарищ», «Мир», «Пролетарий» на углу улиц Бахарова и Пушкина, «Победа» на ул. Черняховского. При нем окрыли «Луч» на ул. Клубной и «Маяк» на 50 лет ВЛКСМ. Делали капитальный ремонт кинотеатров «Мир», «Товарищ», возводилась пристройка к кинотеатру «Луч», в которой до 2014 года располагалась библиотека им. Гоголя.
К тому же, говорит Георгий Федорович, открывались так называемые «спутники» кинотеатров в помещениях школ и других учреждений, чтобы культура была доступна для жителей окраин. Тем более что люди тогда очень любили ходить в кино.
– Кинотеатры были так востребованы, что постоянно просили билет по блату достать, – вспоминает Георгий Шароваров. – Очереди были огромными, особенно в «Товарищ» люди буквально ломились. Помню, самые кассовые фильмы того времени: «Москва слезам не верит», «У озера», «Пираты 20 века». В «Товарище» устраивали недели французского, итальянского кино, нанимали переводчика, который прямо в зале с микрофоном переводил фильм на русский язык. Очень кассовыми были французские фильмы с Бельмондо, Ален Делоном.
А еще, по словам Георгия Федоровича, в кинотеатре «Товарищ» проходили встречи с известными артистами, режиссерами. Приезжали, например, Котеночкин – режиссер-мультипликатор, художник, постановщик «Ну, погоди!» и других известных мультфильмов. Также актеры Валентина Владимирова, Евгений Моргунов, Татьяна Самойлова, Наталья Варлей, Анна Варпаховская, Майя Менглет, Борис Романов, Елена Коренева, Леонид Неведомский (его отец Виталий Невядомский в свое время был начальником военного госпиталя и возглавлял санаторий им. Ленина в Бобруйске) и другие.
С Евгением Моргуновым в Бобруйске связана интересная история.
– Когда Моргунов приехал к нам, я его привел в коллектив фабрики «Ремобувь», – вспоминает Георгий Шароваров. – Он выступил перед рабочими и пожаловался на то, что у него нога большая, трудно обувь подобрать. Я ему говорю: ««Это решаемо, я скажу главному инженеру, и он соорудит вам обувь». Сняли мерку и на завтра сшили ему ботинки. Он так доволен был, так благодарил. На фабрике художественных изделий вышили ему рубаху, на меховой фабрике подарили шапку (размер головы у него тоже был нестандартный и потому он не мог ничего подобрать себе в магазине). А ансамбль песни и пляски в полном составе я повез на экскурсию на винзавод и там для них устроили дегустацию.
Когда в город приезжали именитые артисты, режиссеры, их вывозили в лес, варили уху.
– Они всегда говорили: «Проехали мы много, но такого как у вас, не было нигде!», — смеется Георгий Федорович.
«Городской оркестр был задействован на всех мероприятиях»
Массовые мероприятия в 1970-х проходили на площади Ленина, стадионах «Спартак», ФанДОКа и фабрики им. Дзержинского. На площади тогда еще не было здания горисполкома (его построили только в 1978-м году), а площадка у памятника Ленину была одним из главных культурных и общественных центров. К скульптуре Ленина примыкала трибуна, на которой во время праздников располагались представители власти и почетные гости.
В Бобруйске был свой городской оркестр из музыкантов, которые играли на общественных началах.
– Оркестр задействовал на всех крупных мероприятиях. Мы с гордостью организовывали их шествие по улицам города, – вспоминает собеседник.
В те годы в город приезжало очень много различных делегаций со всего Союза, Бобруйск сотрудничал с разными городами во всех сферах. Георгий Федорович, как начальник отдела культуры, организовывал их встречи: приглашал детей из танцевальных коллективов, те вручали хлеб-соль, все было чинно и красиво.
Частыми гостями в Бобруйске были делегации из Болгарии. Болгарский Габровский округ был побратимом Могилевской области, а город Севлиево – побратим Бобруйска.
В годы работы в горисполкоме Георгий Шароваров и сам нередко ездил по служебным делам за границу – в Болгарию, Италию, Австрию.
«В Бобруйске функционировали 13 городских библиотек и 19 профсоюзных на предприятиях»
По словам Георгия Федоровича, в 1970-х в городе функционировали 13 городских библиотек и 19 профсоюзных на предприятиях, все они были очень востребованными у населения. Из-за нехватки помещений горисполком выделял даже квартиры под них. Например, в 1969-м была построена пристройка к дому №90 по ул. Минской, где открыли библиотеку №8.
При Георгии Шароварове перестраивали здание музыкальной школы им. Тикоцкого и построили школу им. Оловникова. В 1976-м был открыт выставочный зал на Социалке. В 1972-м начали строить Дом культуры «Шинник» (этим объектом занимался шинный комбинат, город помогал), но в 1980-м строительство было приостановлено на несколько лет.
Георгий Федорович рассказывает, что ему «отдавали» здание бывшей синагоги на ул. Чонгарского, где сейчас находится «Еврейский дворик».
– Думали открыть там библиотеку, – говорит он. – Приезжали люди из Министерства культуры, сказали, нет таких средств. Там надо было тянуть сети, на них «садили» много чего. От наших планов пришлось отказаться.
А еще у Георгия Федоровича была задумка сделать из крепости музей, но тут его интересы не совпали с интересами военных.
– Тогда там находилась танковые части, – рассказывает он. – Командующий округом Третьяк приказал срыть и засыпать валы для лучшего обзора, когда танки выходили. Бастионы частично засыпали. Я хотел сохранить хотя бы то, что оставалось от крепости, но его аргумент был таков: в перечне памятников, охраняемых государством, ее нет. Я звонил в Министерство культуры, дошел до заместителя председателя Верховного Совета Климова. Там обещали прекратить это, шум поднялся большой. Приезжали четыре полковника Генерального штаба, я их водил, показывал, они сказали: «Ладно, что засыпали, то засыпали, а это мы вам оставим для истории». После этого работы прекратили, но дело уже было сделано. Позже Бобруйская крепость была внесена в Государственный список историко-культурных ценностей РБ и отнесена к ценностям республиканского значения. Валы восстанавливают…
На пенсии – партийная работа, дача и семья
После работы в горисполкоме, в 1980-м, Георгий Федорович стал директором городской киносети, работал в этой должности пять лет. В 1986-м ушел в училище №95 нефтехимии преподавателем. А спустя год вернулся в «родной» сельхозтехникум уже в качестве заместителя директора, сменив на этом посту свою жену, которая ушла на заслуженный отдых. На пенсию он ушел в 2006 году в возрасте 70 лет.
Еще во время работы в техникуме Георгий Федорович стал одним из организаторов партии коммунистов Белорусской (ПКБ). Когда ушел на пенсию, еще какое-то время занимался партийной работой.
Есть у Георгия Федоровича дача в Бибковщине, правда в последние годы там больше трудятся дети и внуки, у нашего героя здоровье уже не то.
Супруга Георгия Шароварова, Нина Михайловна, всю жизнь работала в сельхозтехникуме: преподавателем, заместителем директора по воспитательной работе, была секретарем партийной организации этого учреждения. Сейчас ей 89 лет, вместе супруги 67 лет!
У Шароваровых двое детей: сын Александр окончил академию культуры, работает в техникуме педагогом-организатором. Дочь Елена была учителем истории в школах № 6, 19, сейчас уже на пенсии.
Дети подарили Георгию Федоровичу и Нине Михайловне троих внуков. Даниела окончила академию культуры, она певица в Минске, Наталия работает зам. начальника на предприятии «Бобруйскагромаш». Валентина – зам. директора ветеринарной клиники в Москве. Есть у Шароваровых и 9-летняя правнучка Ялина, ученица 3-го класса гимназию №3. Так что жизнь продолжается!






