
Как правило, об аварии на Чернобыльской АЭС вспоминают 26 апреля – в день годовщины масштабной трагедии. Однако весомый повод поговорить об этом появился и сейчас. В конце ноября 2025-го была зарегистрирована Бобруйская городская организация Белорусского республиканского общественного объединения ликвидаторов и инвалидов чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля». Возглавил ее Виктор Дедушкин, который в 1986-м сам находился в Чернобыльской зоне.
Поговорили с Виктором Анатольевичем о целях создания и деятельности организации. И вспомнили о том, как он молодым старшим лейтенантом вместе с другими сотрудниками милиции охраняли порядок в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
«Никто даже не думал тогда, что все настолько серьезно»
– В 1986-м я был командиром отдельной роты ППС в Бобруйске, – рассказывает собеседник. – Авария произошла 26 апреля, спустя три дня по радио я услышал первое сообщение об этом: «На Чернобыльской АЭС произошла авария, пострадавших нет, принимаются меры по ликвидации». Никто даже не думал тогда, что все настолько серьезно. 1 и 9 мая мы обеспечивали охрану общественного порядка на демонстрации, потом на Пасху, Радуница, да еще жара в тот год была такая. 15 мая рано утром меня подняли по тревоге. Я прибыл к начальнику УВД, он говорит: «Анатольевич, набирай 30 человек, в 10 часов построение и на Могилев, потом на Чернобыль.
Виктора Анатольевича назначили командиром первого сводного отряда УВД Могилевского облисполкома с дислокацией в Наровлянском районе Гомельской области.
– Переночевали в Могилеве, поменяли нам форму, – продолжает собеседник. – Бойцов одели в черную рабочую робу, а мне, как командиру, дали зеленую солдатскую форму с погонами старшего лейтенанта. Моих бобруйчан забрали, дали мне 50 человек из Могилева, сказали, что могу только водителя и замполита своих взять. И вот мы, три бобруйчанина, поехали в Наровлянский район, где пробыли около месяца.
«Идешь по улице, видишь, лежит на подоконнике золотая цепочка, и никто не берет»
По словам Виктора Дедушкина, о радиации они поначалу ничего не знали, потому и страха не было.
– Объезжали мы территорию, а границы между Украиной и Белоруссией тогда не было, только написано: «Украинская ССР». Говорю ребятам: «Поехали посмотрим, что у них там делается». Вдали видим реакторы, над ними вертолеты кружат, с них сбрасывают парашюты с какой-то смесью. Потом узнали, что тушили 4-й реактор. Мы ехали рядом, смотрели, не понимали еще всей опасности. Единственное, что с первых дней на языке ощущалась горечь. Потом уже нам стали рассказывать про радиацию и стало страшно. Помню, в какой-то хате самогонка, нам говорят: «Хлопцы, берите». А мы боялись.
Задачей сотрудников милиции был контроль за въездом-выездом, досмотр транспорта в 30-километрвоой зоне отчуждения, контроль за отселением местного населения и за порядком.
– Сама Наровля в эту зону не входила, а жители многих деревень были отселены, – вспоминает Виктор Анатольевич. – Конечно, больно было на это смотреть: деревни ухоженные, красивые, хозяйства сильные. Нам пришлось отселять одну из деревень – Бук. Людей заранее предупредили об эвакуации, мы старались объяснять, но все-равно крик, плач стояли. Мародерства не было. Идешь по улице, видишь, лежит на подоконнике золотая цепочка, и никто не берет. Люди в спешке забирали только самое необходимое.
«На сегодняшний день городская организация насчитывает 58 человек»
Организовать объединение ликвидаторов аварии на ЧАЭС и увековечить их подвиг Виктор Анатольевич хотел давно. Говорит, ходил по этому поводу к четырем мэрам, все соглашались с ним, что дело благое, но все как-то не получалось.
– А в мае этого года записался на прием к новому мэру Максиму Николаевичу Гурину, – рассказывает собеседник. – В начале июня мне позвонили и сказали, что со мной хочет встретиться зам. председателя Книга Владимир Валентинович. На встрече с ним был и Сергей Александрович Павленко, начальник управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома. В их лице я нашел поддержку и дело сдвинулось с мертвой точки. Также очень благодарен за поддержку исполнительному директору Бобруйской городской ассоциации промышленников и предпринимателей Александру Марченко. Для регистрации организации нужен был юридические адрес и Александр Владимирович помог в решении этого вопроса. Сейчас адрес нашей организации: Московская, 50, кабинет №4 (здание военкомата). Вместе с нами в кабинете располагается Ленинская районная организация БОО ветеранов, которую возглавляет Костян Нина Федоровна. Она и ответственный секретарь Ленинском районной организации ветеранов Людмила Михайловна Лесковец очень хорошо нас приняли, спасибо.
На сбор документов и прочие необходимые формальности ушло около четырех месяцев и вот 21 ноября официально появилась Бобруйская городская организация Белорусского республиканского общественного объединения ликвидаторов и инвалидов чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля». Виктор Дедушкин стал ее председателем, заместителем является Олег Мохнач.
Статистики о том, сколько всего в Бобруйске ликвидаторов, по сей день нет. Согласно данным военкомата – 493, поиск информации продолжается. К слову, сейчас статус пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС присваивается и ликвидаторам, и потерпевшим.
– На сегодняшний день городская организация насчитывает 58 человек, говорит Виктор Анатольевич. – Основной нашей целью является сохранение памяти о мужестве и подвигах земляков-ликвидаторов. Ведь многие уже забыли о тех, кто в те годы ценой своей жизни и здоровья боролись со смертельной опасностью. Мы выступаем перед учащимися школ, сам я давно сотрудничаю с 27-й школой, где учился мой внук. Уже прошло два собрания, на которых члены организации обсуждали насущные проблемы. Важный момент – на таких встречах люди делятся информацией, личным опытом о том, где можно пройти обследование, лечение, какими льготами могут пользоваться ликвидаторы. Также создан чат в Viber, в котором размещается актуальная информация, ведет его Александр Черных.
Виктор Дедушкин хочет, чтобы у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС в городе было свое место, как у афганцев, моряков, где они могли бы собираться в памятные даты.
– Нам предложили место в сквере возле бывшей автостанции в районе Дзержинки и в сквере возле завода РТИ, сейчас рассматриваем этот вопрос, – делится Виктор Анатольевич. – Вероятнее всего, остановимся на втором варианте. Там планируем установить памятный знак: валун, а на нем будет табличка с надписью: «Сквер ликвидаторов Чернобыльской катастрофы». Есть вариант – взять валун возле здания инспекции охраны природы, уже говорили с ее начальником, осталось решить вопрос с транспортировкой.
13 декабря делегация из Бобруйска во главе с Виктором Дедушкиным принимали участие во встрече в Минске, посвященной Дню чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также приуроченной к 39-й годовщине возведения саркофага над разрушенным 4-м реактором ЧАЭС.
– Встреча была душевной, – делится впечатлениями Виктор Анатольевич. – В храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» прошла Божественная литургия, после чего участники возложили цветы к памятным знакам «Ахвярам Чарнобыля» и «Камень мира Хиросимы» в парке Дружбы народов. У памятника-мемориала «Жертвам Чернобыля» состоялся молебен, потом – возложение цветов на площади Победы. А затем прошла торжественная часть в школе №56, которая носит имя Василия Ивановича Игнатенко – ликвидатора аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В этот день мне вручили удостоверение председателя городской организации, а нашей городской ячейке – флаг организации.
Связаться с Виктором Дедушкиным можно по телефону: 8029 158-42-34. 



