Эдит Пиаф и ее могилевский двойник

89
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива
Сегодня 110 лет со дня рождения легендарной певицы.
Даже в «компьютерном» исполнении Эдит Пиаф производит впечатление.
Даже в «компьютерном» исполнении Эдит Пиаф производит впечатление.

Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен – настолько он красив.

Эта фраза, кстати, адресованная классиком к мужчине, на мой взгляд, очень подходит для двух дам, внешне чем-то очень похожих, но, если брать общепринятые масштабы, совершенно несопоставимых. Это легендарная французская певица Эдит Пиаф, которой сегодня, 19 декабря, исполняется 110 лет, и (зажмурьтесь!) могилевчанка Дина Тетерукова (R.I.P.).

2013 год. Могилев. Дина Тетерукова forever!
2013 год. Могилев. Дина Тетерукова forever!

Уж не обессудьте, но Дина всегда мне напоминала Пиаф. По всем, пардон, параметрам и показателям. Даже голос у Дины был очень узнаваемый, хоть и не певческий. Скорее, дикторский, очень подходящий для конферанса. Многим могилевчанам этот голос знаком, лет 20 назад воскресными вечерами в теплое время года он звучал в самом центре Могилева – более десяти лет Дина Тетерукова была ведущей танцевальных вечеров «На фонтанах».

2016 год. Могилев. Дина Тетерукова forever!
2016 год. Могилев. Дина Тетерукова forever!

Но сегодня, в юбилей французской певицы, все-таки больше – о ней.

Что касается своего дня рождения рождения (19 декабря 1915 года), то Эдит Пиаф позже рассказывала так: «Три часа ночи – не самое подходящее время, чтобы высовываться на свет божий. Где лучше – снаружи или внутри?..».

Но самое трагичное то, что появившаяся на свет девочка была слепа.

Вернее, после рождения у нее очень быстро развилась катаракта, которую никто не заметил. Эдит (настоящая фамилия Гассион) не видела в течение трех лет.

Даже в «компьютерном» исполнении Эдит Пиаф производит впечатление.
Даже в «компьютерном» исполнении Эдит Пиаф производит впечатление.

Вдобавок ко всему ее родители настойчиво вели далеко не праведный образ жизни, вовсю злоупотребляли горячительным. С восьми до четырнадцати лет отец (уличный акробат) таскал за собой Эдит по кабачкам и бистро, по улицам и площадям, городам и деревням. А потом она уже со своей сестрой выходит петь на улицы Парижа.

Ее сногсшибательная карьера певицы пронеслась моментом, и 14 октября 1963 года в присутствии сорока тысяч человек парижское кладбище Пер-Лашез приняло маленькую великую Эдит Пиаф. Одиннадцать машин с цветами следовало за катафалком; возле маленького тела, затерявшегося в большом гробу, лежала заячья лапка — ее талисман. Лишенная в жизни матери, в этот день она обрела тысячи матерей.

2001. Париж, кладбище Пер-Лашез.
2001. Париж, кладбище Пер-Лашез.

Тогдашние свидетели происходящего указывали, что,когда гроб с телом Эдит понесли по аллеям кладбища, толпа обезумела, ринулась вперед, опрокидывая заграждения. Марлен Дитрих в трауре, с черным платком на белокурых волосах, произнесла: «Как же они ее любили!».

2001. Париж, кладбище Пер-Лашез. Могила Эдит Пиаф.
2001. Париж, кладбище Пер-Лашез. Могила Эдит Пиаф.

В 2001 году автор этих строк побывал на Пер-Лашез у могилы легенды. Мраморное надгробие украшает внушительное бронзовое распятие, главный герой которого, превозмогая адскую боль, устремил свой взгляд в небеса. Неподалеку – каменные ангелы других захоронений. Создается впечатление, что именно здесь начинаются одновременно вечность и бесконечность. Это лично мое предположение. Подтвердить или опровергнуть его могут разве что призраки кладбища Пер-Лашез. Но они, увы, на редкость неразговорчивы.

Могилев, Дубровенка. «Нимфа» по имени Дина.
Могилев, Дубровенка. «Нимфа» по имени Дина.

А Дину, кстати, можно вспомнить, взглянув на скульптуру «Нимфа», что на заливе у железнодорожного полотна на Дубровенке. Ее автор – замечательный художник Сергей Сотников. Созданный им образ ну просто реальное воплощение в камне души и тела маленького одинокого человека, друга, подруги, которая так любила и нас, и наш город. Любая композиция в исполнении Эдит Пиаф только усилит ваше впечатление от знакомства с этим произведением искусства.