Согласно материалам дела с декабря 2017 года по июль 2024 года на территории Республики Беларусь и Российской Федерации была создана и действовала организованная группа из числа руководителей предприятий, в том числе входящих в один из государственных концернов Беларуси:
- генерального директора компании – субъекта товаропроводящей сети белорусского предприятия по производству шин (г.Москва) и его двух заместителей;
- директора филиала данной московской фирмы в г.Ростов-на-Дону, а впоследствии начальника отдела реализации шин указанной торговой компании;
- генерального директора крупного белорусского предприятия по производству автомобильных шин и его двух заместителей по коммерческим вопросам; один из них впоследствии стал гендиректором республиканского дочернего унитарного предприятия в г.Минске – учредителя московской товаропроводящей компании;
- иных лиц.
Цель такой совместной деятельности – систематическое получение в качестве взяток денег за организацию преимущественной реализации шинной продукции в адрес определенных российских субъектов хозяйствования от белорусского производителя.
Формируя ядро криминального сообщества, гендиректор субъекта товаропроводящей сети из г.Москвы выполнил функции организатора и руководителя организованной группы:
- разработал схему преступной деятельности, которая предусматривала согласованные действия по продаже шин конкретным предприятиям – изначально резидентам Российской Федерации в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, а затем на всей территории Российской Федерации, и контролировал ее реализацию;
- определял суммы взяток (1% от стоимости поставляемой продукции без НДС в определенный промежуток времени);
- распределял роли между участниками ОПГ;
- разработал механизм сбора, учета, распределения и передачи незаконного денежного вознаграждения;
- привлекал к участию в преступной деятельности новых лиц.
Один из эпизодов координирующей роли данного обвиняемого заключался в том, что именно по его указанию контролировалось назначение одного из заместителей гендиректора белорусского предприятия-производителя шин. А после его назначения до него довели требование организовать регулярную и бесперебойную поставку шинной продукции в адрес московской компании в необходимых объемах и ассортименте. За это ему обещали систематическую передачу взяток.
Далее этот руководитель после его назначения в ноябре 2022 года на должность генерального директора республиканского дочернего унитарного предприятия в г.Минске (учредитель московской товаропроводящей компании) из организованной группы не вышел и продолжил получать взятки за общее покровительство противоправной деятельности.
Суммы незаконного вознаграждения за поставку шин в необходимых объеме и ассортименте варьировались от 360 тыс. до 35,5 млн российских рублей.
Всего с 2018 года по июль 2024 года в качестве взяток получено около 560 млн российских рублей (17,7 млн белорусских рублей, или 520391 базовая величина).
В свою очередь, другой обвиняемый – генеральный директор крупного белорусского предприятия по производству шин – в марте 2023 года вышел из состава организованной группы, поскольку был уволен с этой должности.
Данному обвиняемому также инкриминировано превышение служебных полномочий, причинившее возглавляемому им предприятию тяжкие последствия в виде ущерба в особо крупном размере.
Всего указанный генеральный директор организовал поставку более 7 690 автомобильных шин различных моделей и типоразмеров собственного производства на общую сумму 80,3 млн белорусских рублей при их фактической себестоимости в 90,2 млн белорусских рублей.
Впоследствии московский субъект товаропроводящей сети продал полученную шинную продукцию в адрес конечных потребителей – субъектов хозяйствования Российской Федерации – с разницей не менее 93,7 млн белорусских рублей.
В ходе предварительного следствия с шестью обвиняемыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, из них двое не выполнили его условия.
Уголовное дело находилось в производстве следственного управления Комитета государственной безопасности.
Изучение материалов дела в Генеральной прокуратуре показало, что обстоятельства совершенных коррупционных преступлений исследованы полно, всесторонне и объективно, обвинение предъявлено обоснованно, а действия обвиняемых квалифицированы правильно по ч.3 ст.426, ч.3 ст.430, ч.6 ст.16 и ч.3 ст.430, ч.3 ст.431, ч.3 ст.432 Уголовного кодекса Республики Беларусь в зависимости от роли каждого в реализации преступной схемы, сообщили в Генеральной прокуратуре.
К обвиняемым применена мера пресечения в виде заключения под стражу, которую заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь оставил без изменения.



