«Чем ближе дата призыва, тем больше волнения»
На время учебы в столичном колледже сын получил отсрочку от службы в армии, потому его призвали уже в 21 год. После окончания колледжа он успел поработать по распределению несколько месяцев на «Белтелекоме» в Бобруйске.
В середине октября сын в очередной раз явился в военкомат и ему сообщили дату призыва – 3 ноября. Сказали и место, куда направят на службу. Точнее, предложили на выбор: Минск и Большая Горожа в Осиповичском районе. Сын выбрал второй вариант, так как это ближе к Бобруйску.
Также ему вручили список того, что необходимо взять с собой. В нем было около 20 пунктов – кнопочный телефон, продукты питания на один день, конверты для писем, мыло в мыльнице, расческа, зубная паста и щетка в футляре, ткань для подворотничков, бритвенный станок и запасные лезвия, крем для бритья и после, рулон туалетной бумаги, блокнот для записей, тетрадь, ручка, набор ниток и иголок, черный крем для обуви, щетка для одежды и обуви, носки х/б черные, шнурки в берцы, широкий пластырь в рулоне и еще какие-то мелочи. Все это сын покупал сам, большую часть заказывал на Wildberries. Все перечисленное ему обошлось примерно в 80 рублей.
Чем ближе дата призыва, тем больше волнения. Наверно, любая мама не меньше самого призывника переживает перед этим событием. С каждым днем меня все больше одолевала тревога: все же время сейчас неспокойное, плюс рассказы о неуставных взаимоотношениях в армии, беспокойство за здоровье сына, за его моральное состояние. Успокаивало лишь то, что он почти четыре года жил в общежитии в Минске и за это время успел приспособиться не к самым лучшим бытовым условиям, получил навыки адаптации в коллективе. К тому же по ночам подрабатывал в ресторане, потому недосыпание, уборка, режим для него уже вполне привычные вещи.
Устраивать пышные проводы не стали: во-первых, в Бобруйске у нас почти нет родственников. К тому же, по мнению сына, такие устраивали во времена СССР, когда людей отправляли служить далеко и надолго. Накануне сын навестил бабушек и дедушек, которые живут в разных областях Беларуси, а 2 ноября просто накрыли стол со вкусными закусками и посидели в узком семейном кругу.
«Сын уходит вместе с другими призывниками, на душе у меня невыносимо тяжело»
В военкомат нужно было явиться к 6 утра. Поехали на такси, минут за 20 до назначенного времени были на месте. У военкомата уже собралось много людей. Призывников провожали родители, бабушки и дедушки, друзья, подруги. Сердце бешено колотилось от волнения и хотелось плакать. Изо всех сил сдерживала свои эмоции, понимая, что сыну и без того нелегко, зачем еще больше его огорчать своими собственными переживаниями. Стараюсь шутить, поддерживать, давать какие-то советы, хотя ничего не понимаю в армейской жизни.
Около 6 часов призывников приглашают пройти в здание военкомата, родные остаются на улице. Успеваю сына обнять, поцеловать, пожелать, легкой службы. Сын уходит вместе с другими призывниками, на душе у меня невыносимо тяжело. Боюсь, что сейчас мамы начнут плакать и голосить, и я тоже не смогу сдержаться... К счастью, вокруг довольно спокойно и тихо, лишь монотонный гул стоит.
Минут через 15 из ворот военкомата выезжает автобус. От провожающих его отделяет временное ограждение, рядом с которым сотрудники милиции. Автобус быстро проезжает мимо, найти и проводить сына глазами не получается. Родные машут руками и выкрикивают «Счастливо!». Когда автобус удаляется, на глаза все-равно невольно наворачиваются слезы. Хорошо, что не одна, поддержка в такие минуты очень важна.
Сразу новобранцев повезли на областной сборный пункт в Могилеве. А уже ближе к вечеру парни поехали по своим «учебкам». Сын – в Осиповичи, где находится 51-я гвардейская артиллерийская бригада.
К моей радости, вечером следующего дня он мне позвонил. Сказал, что телефоны им будут выдавать каждый вечер. Порадовал тем, что в предстоящую субботу его можно будет навестить. Попросил привезти что-нибудь вкусненькое и сок. Сказал, что кормят хорошо, но не хватает того, к чему привык дома.
«Мне показалось, что за несколько дней сын стал более подтянутым, серьезным»
В субботу отправилась на первое свидание, благо, добраться в Осиповичи из Бобруйска не проблема: на поезде эконом-класса 53 минуты, бизнес-класса 27 минут. Первый вариант стоит 1 руб. 93 коп., второй – около 13 руб. Найти часть оказалось несложно: от вокзала на мост и минут 10 ходьбы. На КПП спрашивают паспорт, бригаду, роту, данные призывника. В ожидании пришлось провести минут 30. И вот, наконец, вижу своего сына! Впервые в военной форме. Подумала: а ему идет. Мне показалось даже, что за несколько дней он уже стал более подтянутым, серьезным.
К сожалению, не успела занять места в комнате свиданий, которая находится на КПП. Все столики и стулья там уже были заняты. Нам с сыном разрешили пройти на территорию части, где нашли местечко в беседке. Сын с удовольствием ел колбасу и оливки, конфеты забрал с собой, сказав, что угостит товарищей. Поговорив с сыном, несколько успокоилась: большого стресса не заметила, тон его вполне бодрый. Вместе провели минут 40, пора бежать на поезд.
Звонил сын и продолжает звонить каждый вечер, от этого спокойнее на душе. На следующие выходные снова проведала его, он опять попросил привезти вкусненького и наручные часы. На этот раз посидели в комнате для свиданий, наговорились. Сын рассказал, что больших физических нагрузок пока нет, основную часть времени готовятся к присяге – маршируют и учат устав. Морально, по его словам, тоже нормально, но, понятное дело, не хватает свободы.
«Вон наш стоит!». О присяге
22 ноября приезжаю на присягу. Людей на это мероприятие приехало очень много. Судя по номерам на машинах и разговорам – со всей Беларуси.
Минут 50 ожидания у КПП пока откроют ворота и вот мы на территории части. Родители и друзья стоят по одну сторону плаца, «без пяти минут» солдаты в парадной форме, выданной по случаю присяги, – по другую. Новобранцы по очереди выходят и произносят торжественную клятву на верность Родине.
Из-за большущих размеров плаца и большого количества людей найти глазами своего солдатика было почти невозможно: в одинаковой форме и с одинаковыми прическами парни все похожи между собой! То и дело в толпе раздавались возгласы: «Вон наш стоит!». Я своего сына во время присяги, увы, так и не увидела. Потом еще выступал начальник ракетных войск и артиллерии Руслан Чехов, настоятель храма, который в конце церемонии прошел по длинному ряду солдат и окропил их святой водой. Все мероприятие длилось чуть менее двух часов. Я пожалела о том, что не оделась и не обулась потеплее – продрогла до костей.

А после этого состоялась встреча родных «новоиспеченных» солдат с представителями воинских частей и с заместителем командира по идеологической работе 51-й гвардейской артиллерийской бригады Виталием Прокопчиком. Родители интересовались, как кормят солдат, когда их можно навещать, когда будут разрешены увольнительные, отпуска. Ответы несколько успокоили: кормят не хуже, чем дома, посещения разрешены каждое воскресенье с 10 до 18 часов, только следует предупредить заранее, чтобы успели подготовить документы. Предусмотрено и увольнение по воскресеньям с 10 до 19 часов. Есть еще увольнения на трое суток с правом выезда за пределы гарнизона, но это уже как поощрение.
По словам Виталия Вячеславовича, во всех помещениях установлены камеры видеонаблюдения, потому все происходящее в части – на виду. Виталий Прокопчик даже дал родителям номера мобильных телефонов – своего и командира бригады, сказав, что ему можно звонить в любое время в пределах разумного. Дал ссылки на Telegram-канал и на официальный аккаунт бригады в Instagram, где можно следить за основными событиями этой воинской части, видеть фотографии наших детей. Потом у родителей была возможность посмотреть казармы, в которых живут рядовые.
«Свидание» на вокзале

После этого новобранцам дали увольнительные до 18 часов вечера. Мы с сыном изначально планировали посидеть в каком-нибудь кафе, съесть пиццу или еще что-нибудь из вредных вкусностей, по которым он так соскучился. Но, увы, свободных мест к кафе не оказалось, а некоторые заведения общепита, как ни странно, и вовсе не работали. А ведь в этот день они могли получить неплохой доход: по городу ходили сотни человек в поисках местечка, где бы присесть, согреться и поесть. Слышала, что те, кто приехали издалека, заранее снимали квартиру. В результате мы с сыном пошли на вокзал и сидели в зале ожидания. Таких как мы, было много, в зале яблоку было негде упасть! Но вскоре два места освободилось, и мы с радостью на них устроились. Хорошо, что захватила дома перекус. К тому же сын сбегал в магазин, купил все, что ему хочется. Наговорились вдоволь, была несказанно счастлива, что провели вместе несколько часов.
Сын звонит каждый вечер, телефоны им выдают с 18 до 20.30 часов. Говорит, что все хорошо: еды хватает, сослуживцы в большинстве своем нормальные, физические нагрузки посильные. Особенно ему нравится выезжать на стрельбы, это какое-то разнообразие в довольно монотонном укладе армейской жизни.
28 ноября вечером сын с другими сослуживцами направились к месту несения службы – в Большую Горожу, где находится 1405-я артиллерийская база боеприпасов.
А я каждый вечер жду звонка от ребенка. Да-да, для мам дети и в 50 лет останутся детьми! Прошу его каждый день хотя бы два слова говорить или писать: жив-здоров, что еще маме нужно. Волнуюсь, молюсь и жду тебя, сынок!



