
Ирина Рудая родилась в Могилеве. В ее семье творчеством никто серьезно не занимался, если не считать дедушку по отцовской линии, который жил в собственном доме и имел столярную мастерскую.
– Он не просто столярничал, а мастерил мебель, которой пользовались годами. И у нас дома были сделанные им тумбочка, кроватка, – вспоминает Ирина.
Она училась в школе №2 Могилева. Тогда, в середине 1970-х, это учебное заведение только-только получило архитектурно-художественный статус. Его ученики с 4 по 10 класс учились живописи, лепке, рисунку, композиции, а на уроках труда осваивали техники: макраме, соломоплетения, аппликации.
– Большого рвения в учебе я не проявляла, даже не могу сказать, что что-то особенно мне понравилось, – рассказывает Ирина.
После школы она поступила в машиностроительный институт и успешно его закончила. А в 90-е, когда прилавки магазинов совсем опустели, купила швейную машину, несколько журналов с выкройками и все свободное время шила – себе и дочке: платья, юбки, куртки. Спустя десятилетие, когда торговля предложила широкий выбор любой одежды, Ирина по-прежнему заглядывала в магазины тканей, чтобы изучить новинки. Шитье очень увлекало, понимала, что проще и выгоднее купить нужную вещь, но отказываться от любимого хобби не спешила – так на смену шитью пришел пэчворк – ласкутное шитье.
– Как-то попробовала наволочку сшить в такой технике – очень понравился результат. Следом – прихватка, косметичка, сумка. Шила для себя, в подарок родным и близким. Отзывы были положительными и вдохновляющими на новые работы, – вспоминает Ирина. – Но когда взялась за создание более сложных вариантов, поняла, что технические возможности моей швейной машины не в состоянии обеспечить требуемый уровень качества.
Но долго без дела Ирина сидеть не стала. Пришедшая эра интернета давала возможность познакомиться с разными видами декоративно-прикладного творчества. Отдала преимущество декупажу.
– Я считала, что никакими ярко выраженными талантами не обладаю, а декупаж их и не требовал. Он позволял украсить и разнообразить интерьер – обновить уже используемые стулья, вешалку, комод, – объясняет Ирина.
И, наверное, она бы серьезно увлеклась ремонтом мебели и домашней утвари, если бы не случай. Собрался огромный моток шерсти, вычесанный у любимой собаки Умки. ДекупажИрина задалась целью связать из нее носки – и практично, и полезно для здоровья. И начался поиск мастерицы, которая из шерсти согласится сделать нитки. Но, увы, он не увенчался успехом. И тогда в интернете Ирина наткнулась на статьи про валяние – техника рукоделия, позволяющая из непряденной шерсти создавать одежду и обувь. И не только.
– Просмотрела мастер-классы, перечитала советы мастериц – и решила попробовать, – вспоминает мастерица. – В Минске купила шерсть для валяния, муж из России привез специальную иголку, с помощью которой и производят валяние сухим способом. Первой работой была игрушка – маленький ослик.
Нет, носки из собачьей шерсти она не сделала, потому что опыта тогда было немного, но получились, признается Ирина, пластины-пояса для спины.
– Уже при создании первых работ я убедилась, что это очень трудоемкий процесс, требующий не только сноровки, а и силы. Не зря же валенки валяли исключительно мужчины, – отмечает Ирина. – Но превращение комочка шерсти, например, в цветы или в маленькую игрушку, сравнимо с волшебством. Шерсть – материал натуральный, теплый, живой, работать с ним одно удовольствие.
Следом за сухим валянием Ирина освоила мокрое. Тапочки, сумки, броши, картины, интерьерные игрушки, предметы декора – всего и не перечислить из списка освоенных ею изделий.
В процессе учебы пробовала разные виды шерсти, способы создания из нее изделий, осваивала варианты декора – вышивка, аппликация. Все, что делала, дарила родным, друзьям, знакомым, коллегам. В ответ они советовали предложить свои работы покупателям. И у самой в голове такая мысль крутилась – и Ирина решилась: оформилась, как ремесленник. Как раз началась мода на изделия из валяной шерсти. Изучив спрос и предложение, решила остановиться только на тапочках и сумках.
– Заработать тысячу рублей в месяц на валянии вполне реально, – признается она. – Но работать нужно сутками – и я не преувеличиваю, то есть в основе такого заработка вал и цена работы ниже ее себестоимости, если учитывать время и трудозатраты. На одну пару тапок, например, нужно часов пять, а на сумку еще больше. К тому же, повторюсь, сила в руках должна быть мужская, иначе плохо сваленные изделия будут терять форму. В итоге привлекала к работе мужа, потому что очень скоро почувствовала боль в руках. Следом еще одна проблема – где и как продавать готовые изделия. Ярмарки в городе проходят нечасто, магазинов для реализации изделий ремесленников немного, к тому же с их торговой надбавкой работы становятся недоступными для нашего покупателя, а иностранцев у нас в городе немного. Создала аккаунт в инстаграмме, но его наличие не решает проблему, нужно заниматься его продвижением, обновлением, то есть еще дополнительный кусок работы, на который совсем не оставалось времени. 
Постепенно Ирина отказалась от идеи зарабатывать на изделиях из валяной шерсти, хотя статус ремесленника не ликвидировала. Последние годы она проводит мастер-классы по валянию для желающих, мастерит только подарки и выставочные работы. То есть сейчас это любимое хобби, которым занимается исключительно для своего удовольствия.
И параллельно осваивает технику макраме.



