Знаменитый игрок бобруйских команд «ФанДОК» и «Белшина» родился в 1965-м в Барановичах. Как многие мальчишки, сначала гонял мячик во дворе, потом пошел заниматься футболом в детскую спортивную школу.
Поступил в Брестский пединститут, после первого курса забрали служить в Кронштадт на корабль – там Андрей и отслужил три года, и поиграл в футбол на армейских соревнованиях, в чемпионате Ленинградской области.
– Вернулся на родину, в Беларусь, в институт, – рассказывает юбиляр. – Местную команду тренировал Андрей Николаевич Разин, будущий тренер и президент «Динамо» (Брест), и он предложил Людасу Румбутису посмотреть молодого футболиста. Так в 1988-м я попал в брестское «Динамо». И началась моя профессиональная футбольная карьера.
В 1992-м Андрей оказался в польской «Висле» (Краков), в 1993-м – в российской «Анапе». Начал играть, предложили остаться... и тут звонок из Бобруйска.
– Позвонил Шабуня Евгений Петрович, пригласил меня в «ФанДОК». Беларусь – все же родина, и жилищные условия хорошие предложили.
В общем, вернулся в Бобруйск.
За три года вместе с командой Андрей пережил и расцвет (финал Кубка с высокими местами в чемпионате), и стремительный крах...
– В «ФанДОКе» была мысль, что наездился уже, хорошо б играть в одном клубе, в одном городе, – говорит Хлебосолов. – Но вскоре клуб развалился, пришлось ехать дальше.
В 1995-м он оказался в Самаре. А потом снова вернулся в Бобруйск. К тому же Шабуне, но уже в «Белшину». Было ему тогда 30 лет, «предпенсионный» для футбола возраст.
Но уже в своем первом сезоне в «Белшине» Андрей Хлебосолов установил рекорд, который вряд ли будет превзойден и за который он получил в Бобруйске прозвища «34-й скорый» и «Жигули 96-34». Под конец первого матча в Речице он забил с пенальти победный гол, и понеслось: почти в каждом мачте – гол, два или три. А дома с тем же «Ведричем» на 4-й минуте отдал голевой пас, а потом забил 5 (пять) голов! За один второй тайм! Итого за чемпионат: 34 гола. Фантастический результат. Достойный был бы кандидат от Беларуси на общеевропейский приз лучшему бомбардиру сезона – жаль, именно в 1992-96-х «Золотая бутса» не вручалась.
Но на этом Хлебосолов не остановился. В сезоне 1997-го – 19 голов (снова больше всех в лиге) и еще два гола – в четырех матчах европейского Кубка Кубков. В чемпионатах 1998 и 1999 годов забивал по 8 мячей. В победном для бобруйчан розыгрыше Кубка Беларуси-96-97 на счету Хлебосолова было по 1-2 гола в каждом матче, кроме финала. Один из этих голов он называет самым памятным – с пенальти в 1/8, которым на 91-й минуте сравнял счет после 0:2. А в победном Кубке-98-99 на его счету – три гола, в том числе единственный игровой в финале.
Про бомбардирский рекорд Хлебосолову забыть не дают.
– Внимания к рекорду, конечно, много, – говорит собеседник. – Но словами никаких особых секретов не расскажешь. Я главным качеством для форварда считаю даже не хладнокровие, а способность открываться, своевременно забегать в зону, куда должен пойти пас. И тут, как и у нас тогда в «Белшине», очень-очень многое зависит от команды. Мы вели комбинационную игру, видение поля у всех было. Те же братья Градобоевы могли очень долго держать мяч, а потом вдруг отдать его, когда и куда надо. У Хрипача какие отличные передачи были, хоть он и защитник! Бежишь в зону и заранее улыбаешься, знаешь, что там мяч от Андрея получишь. Огромную роль в игре играют партнеры.
А про досадно упущенное чемпионство в 1997-м Андрей Хлебосолов говорит так:
– После драки кулаками не машут, наверное, сами виноваты. Может, расслабились, неодооценили соперников. Не смогли дожать, удержать результат... А потом пришел Акшаев (главный тренер в победном сезоне – прим. авт.) и сделал за нас то, что мы не смогли.
На завоевание долгожданного чемпионства в 2001-м Хлебосолов смотрел уже со стороны, но все же не был сторонним наблюдателем. 1999-й стал для него последним годом карьеры игрока, и он из раздевалки команды перешел в тренерский штаб. Хотелось ли выскочить на поле и помочь?
– Да мне хотелось на поле выскакивать еще года четыре! – восклицает, улыбаясь, Андрей Хлебосолов. – Скучал очень сильно. Поэтому в тренеры пошел, не хотел с игрой расставаться. Футбольная профессия интересна во всем, и для игрока, и для тренера.
После чемпионского сезона в футбольном Бобруйске очень быстро начались проблемы, о причинах которых когда-нибудь надо написать подробное расследование. С короткой передышкой команду лихорадит уже более 20 лет. В 2003-м пришлось уйти и Хлебосолову. Он вернулся в родные Барановичи, в первый же самостоятельный тренерский сезон поднял местную команду из 2-й лиги в Первую и возглавляет ее уже 23 года, был главным тренером, теперь председатель клуба.
– Сейчас не до празднований, идет борьба в чемпионате. Но команда уже сделала мне лучший подарок, – улыбается довольный юбиляр, говоря про ФК «Барановичи», – вышли в Высшую лигу! (Чемпионат в Первой лиге еще не окончен, но «Барановичи» и «Днепр» досрочно обеспечили себе первые два места и повышение в классе. «Белшина» идет третьей, что даст ей шанс получить путевку в переходных матчах – прим. авт.). Сейчас мы боремся за первое место – игры остались тяжелые, но все в наших ногах и головах. Но главное, что вышли, теперь задача – в «вышке» укрепиться. Последний тур, кстати, 22 ноября, но наш последний матч будет 23-го, перенесли из-за пропущенной игры у соперников. Так что, отпразднуем потом.
В Бобруйске Андрей Хлебосолов давно не был, но ему есть что вспомнить, и он в курсе дел.
– Бобруйск всегда считался футбольным городом, – говорит собеседник. – Трибуны были забиты, даже за час до игры. Если команда играет – так и болельщики ходят, и если команда та же, привычная. А теперь «Белшине» не хватает стабильности, смена игроков проходит постоянно и «пачками». Нужно стабильное финансирование, чтобы хорошие игроки оставались.
Оба сына Андрея Хлебосолова – тоже футболисты: Дмитрий играл и в Гомеле, и в Дрездене, теперь спортивный агент, а Мирослав учился в Академии клуба «Леванте» из Валенсии (Испания), сейчас играет в Крыму. И оба хорошо играли в молодежной сборной Беларуси. Единственному пока внуку – 12 лет.
– А кроме футбола, у меня и мало что есть, – улыбается Андрей Хлебосолов. – Я до сих пор весь в футболе. Но в свободное время помогаю жене выращивать розы. Мы живем в частном доме, и на участке я сделал газон десять на двадцать метров. Из окна смотришь – напоминает футбольное поле.
Успехов на поле и добра на газоне!



