Могилевские «семидесятники» вернуть времена не могут… Но это еще ничего не значит

60
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива
«Проехать» мимо 80-летия канадского музыканта Нила Янга можно было совершенно беззвучно. Правда, одно обстоятельство не дает мне этого сделать, ибо Янг был одним из самых любимых (после битлов) исполнителей моего старинного товарища Николая «Клеша» Клишевича.

Это был волшебный вечер

Канадский певец и автор песен, гитарист, основатель рок-группы «Buffalo Springfield», был участником супергруппы «Crosby, Stills, Nash & Young». Выпустил более тридцати
Канадский певец и автор песен, гитарист, основатель рок-группы «Buffalo Springfield», был участником супергруппы «Crosby, Stills, Nash & Young». Выпустил более тридцати студийных альбомов, часть из них – с рок-группой «Crazy Horse».

Коли уже давно нет, тем не менее, некие глубинные импульсы Вселенной последние дни то и дело напоминали о юбилее господина, чья фамилия на русский переводится как Молодой. Вот уж действительно, вечно молодой, вечно с гитарой. Как и Коля, который даже не успел стать старым, покинув земной мир в возрасте 49 лет. Напомню, Клеш играл на гитаре в «Оптимистах» второго состава.

2016 год, Могилев, Лавсановское кладбище. Володя Кутузов у могилы друга.
2016 год, Могилев, Лавсановское кладбище. Володя Кутузов у могилы друга.

Столь стойкие ассоциации, полагаю, во многом связаны и с тем действительно незабываемым осенним вечером 1974 года, который мы провели вместе с Клешем, погрузившись в музыку последнего на тот момент альбома Нила Янга «Harvest». Мой товарищ где-то записал программу в совершенно сногсшибательном по тем временам качестве, и мы прокрутили ее, наверное, раз десять в стареньком бревенчатом домике по Полярному переулку, где Коля жил вдвоем с мамой. Это на Луполово, недалеко от Днепра.

Середина 1990-х. Могилев, Луполово. Коля Клеш (с бородой) у стен своего старого домика с гостями.
Середина 1990-х. Могилев, Луполово. Коля Клеш (с бородой) у стен своего старого домика с гостями.

Когда зрители вдруг становятся участниками

Ах, да, тогда еще была жива их собачонка, которая, увы, повесилась гораздо позже, случайно зацепившись ошейником за гвоздь в заборе. И Колиной маме, и собачке, помню, альбом не то, чтобы понравился, но никаких отрицательных эмоций с их стороны не вызвал. Это был ну совершенно ни на что не похожий вечер, оставивший неизгладимые впечатления. Даже несмотря на то, что сопроводительные напитки какой-то особой изысканностью не отличались, все как всегда: тот же градус, те же названия.

1974 – 2012. Могилев. времена меняются.
1974 – 2012. Могилев. времена меняются.

Будь у нас тогда в ходу мобильные телефоны (как сегодня), мы бы обязательно «включили» всю тусовку нынешних «семидесятников» в тот волшебный перфоманс локального масштаба, вполне достойный самой изысканной аудитории зрителей, которые могли бы сразу превратиться в участников. И все в основном благодаря Клешу, который обладал просто феноменальным чувством юмора, ничуть не мешавшем воспринимать действительно замечательную музыку Нила Янга даже в такой вот нестандартной компании.

2016 год, Могилев, Лавсановское кладбище. Володя Кутузов у могилы друга.
2016 год, Могилев, Лавсановское кладбище. Володя Кутузов у могилы друга.

К слову, эта пластинка в 2003 году заняла 78-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен». А в 2007 году она был названа вообще лучшим канадским альбомом за все время.

По образу и подобию

Но самая главная причина, по которой я, спустя два дня после юбилея, все-таки вернулся к Янгу – это внешнее подобие моего товарища и «звезды» рок-музыки. Каюсь, утаил этот немаловажный штрих, поначалу намереваясь о нем вообще умолчать. Но здесь определенную роль, опять-таки, сыграли некие вселенские знаки.

Короче, на протяжении всех лет нашего знакомства, глядя на Колю, я видел Янга. И наоборот. У них даже вокалы и, по-моему, манеры были похожими.

200о-е годы Могилев, Луполово. Коля Клеш Клишевич.
200о-е годы Могилев, Луполово. Коля Клеш Клишевич.

Ну и как же тут пропустить факт юбилея человека, понятно чьего двойника, который по сей день гастролирует, дает концерты, выпускает пластинки. Честное слово, дотяни Коля хотя бы до семидесяти, мы бы вряд ли отличили его от Нила Янга, чью «днюху» позавчера, 12 ноября, отметили все любители рок-музыки и к которым мы бы присоединились вместе с Колей. Думаю, это было бы куда более резонансно, чем наша давнишняя вечеринка по поводу прослушивания пленочной записи альбома «Harvest». Что ж вы хотите, времена меняются. И их уже не вернуть.

Не забывайте своих старых друзей!