Планер и самолет. История одной авиакатастрофы – и продолжения династии

55
Денис НОСОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА и из архивов героев
Бобруйск долго был «авиационным» городом. И от военной авиации остался не только район «Авиагородок», но и памятники на могилах погибших в катастрофах 1950-70-х. Но былы в истории Бобруйска и не военные авиакатастрофы.
17.09.2016, Бобруйский аэроклуб. Вид на бобруйские окрестности с легкомоторного самолета. Фото: Александр ЧУГУЕВ
17.09.2016, Бобруйский аэроклуб. Вид на бобруйские окрестности с легкомоторного самолета. Фото: Александр ЧУГУЕВ

Каждое лето северо-западный край Бобруйска и Минское шоссе между городом и бобруйской кольцевой украшает идиллическая картинка парящих в небе планеров. Сначала их поднимают ввысь на тросе самолеты, потом они рассоединяются, и самолеты возвращаются на базу аэроклуба в Сычково, а планеры беззвучно скользят по воздушным потокам, пока не спустятся к своим буксирам на летное поле.

Безмоторные тонкие планеры выглядят (и, по сути, являются) такими беззащитными… Но когда в Бобруйском аэроклубе в связке самолет-планер случилась катастрофа, разбился как раз самолет. И погиб его пилот. Случилось это в 1962-м.

Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Фото из семейного архива Алексиевичей
Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Фото из семейного архива Алексиевичей

Открыл нам эту историю Леонид Алексиевич, младший брат одного из участников того рокового полета.

Семья Алексиевичей еще перед войной переехала из деревни Деменки Петриковского района в Бобруйск, на «Бойню» (один из старых районов города, почитать о нем можно здесь). Леонид думает, что они – возможные родственники нашей известной Нобелевской лауреатки, семья которой жила рядом, в деревне Ивашковичи того же Петриковского района.

Его брат Геннадий заинтересовался авиацией с детства.

– Начинал Гена с парашютной вышки в парке, – рассказывает Леонид. – Рядом был пятачок с танцами под гармошку, а кинотеатр «Мир» еще не начали строить. Стал заниматься в нашем аэроклубе. Но в армию его взяли в морфлот во Владивосток. После армии вернулся в аэроклуб, дозанимался и потом сам стал инструктором.

Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Геннадий Алексиевич. Фото из семейного архива
Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Геннадий Алексиевич. Фото из семейного архива
Бобруйский аэроклуб образован в 1934г. С 36-го готовил лётчиков, парашютистов, планеристов, техников, радистов, стрелков. Воспитанники Архипенко, Быков, Ковзан и Пинчук получили звания Героев Советского Союза. На базе аэроклуба проводилось множество спортивных соревнований, влспитанники становились призёрами. С 1997-го готовит курсантов авиационного факультета Военной академии РБ.

В Сычково Бобруйский аэроклуб переехал с началом строительства шинного комбината, а сначала находился на месте, где теперь расположены кожкомбинат и улица Шинная. Со стороны Минской, где сейчас строительный гипермаркет, находился деревянный домик администрации клуба. А здание городского ДОСААФа тогда было на углу Бахарова и Октябрьской, сейчас там жилой дом.

– Как на «Лукову гору» ездили, так прямо через аэродром, – вспоминает Леонид Алексиевич. – Начальником аэроклуба тогда был Ефим Зверев, а начальником всего городского ДОСААФа – Силивончик, вроде, Федор, тоже родом из Деменки.

Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Фото из семейного архива Алексиевичей
Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Фото из семейного архива Алексиевичей
Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Фото из семейного архива Алексиевичей (реставрировано с ИИ, форма крыш не оригинальная)
Бобруйский аэроклуб, 1960-е. Фото из семейного архива Алексиевичей (реставрировано с ИИ, форма крыш не оригинальная)

И вот что произошло в аэроклубе, как это помнит младший брат участника аварии Геннадия Алексиевича.

Бобруйская газета «Камуніст» за 24.03.1962
Бобруйская газета «Камуніст» за 24.03.1962

– Брат, еще курсантом, немного больше 20-ти ему было, летел на планере – с кем точно, не знаю. Пилотом самолета был Мамедов. Самолет поднял их недостаточно, начались какие-то проблемы, и он пошел на посадку. Планеристы отцепились, а самолет задел провода и рухнул рядом с Вечным огнем. Пилот погиб.

Брата затаскали следователи, КГБ – но потом объявили, что забарахлил мотор, планеристы ни при чём. Но город еще долго шептался, и на брата косо смотрели, считали что планеристы как раз-таки виноваты.

Ни малейшей заметки о громком происшествии в единственной тогда городской газете «Камуніст», естественно, не было. Только в номере за 24 марта, в третьем после трагедии, вышел краткий некролог с соболезнованиями родственникам, в котором даже трагическую гибель назвали «преждевременной смертью».

Мы нашли родственников пилота Мамедова. Забегая вперед, это оказалось неожиданно просто. На момент аварии сын пилота Владимир был не намного старше Леонида, брата курсанта – 11 лет, но эхо событий их семью не отпускало дольше. У них версия более подробная, и другая.

Конец 1940-х, военнослужащие 111 Берлинского бомбардировочного авиаполка. Иосиф Мамедов – справа. Фото из семейного архива Мамедовых
Конец 1940-х, военнослужащие 111 Берлинского бомбардировочного авиаполка. Иосиф Мамедов – справа. Фото из семейного архива Мамедовых
Иосиф Мамедов у своего самолёта. Примерно 1960г.
Иосиф Мамедов у своего самолёта. Примерно 1960г.

Сначала знакомимся с пилотом. Иосиф Алиевич Мамедов родился в Батуми 29 марта 1924 года, но по документам – 1923-го (чтобы взяли учиться в Новосибирский аэроклуб, прибавил себе один год). Воевал в 111-м Берлинском бомбардировочном авиаполку. После войны их перевели в Бобруйск. Женился на бобруйчанке Александре Голуб (в год его гибели она стала главврачом стоматологической поликлиники). У них родилось двое сыновей.

После расформирования 111-го авиаполка Иосиф Мамедов пошел работать в Минский аэроклуб, летал на Як-18 и учил летать военных летчиков. Стал мастером спорта по самолетному спорту.

В 1961-м возобновил работу Бобруйский аэроклуб, и Иосиф вместе с другими одноклубниками-бобруйчанами вернулся. Летал на Як-12, таскал планеры.

Иосиф Мамедов и благодарности от курсантов. Фото из архива Мамедовых
Иосиф Мамедов и благодарности от курсантов. Фото из архива Мамедовых

– Это случилось 19 марта 62-го – рассказывает Владимир Иосифович Мамедов. – Летали уже так рано, практически зимой, и на самолете вместо колес стояли лыжи. При взлете планер взлетел выше самолета, а так как они были еще сцеплены тросом, то задрал самолету хвост. Самолет пошел вниз. Планер отцепился, а самолет задел лыжами провода высоковольтной линии, перевернулся и рухнул… – вздыхает сын пилота. – На поляне между Минским шоссе и химтехникумом (который появится там через 4 года – прим. автора). Так нам рассказывали, и что в планере были начальник аэроклуба и курсант Алексиевич. После разбирательств сделали вид, что начальника в планере не было, а будто бы всему виной был технический несчастный случай… Уверенно говорю об этом, потому что в 66-м новые следователи говорили маме, что можно поднять дело и пересмотреть. Но мама им сказала – не надо, ведь ничего не изменить…

Курсанты Минского аэроклуба конца 1950-х. В центре – инструктор Иосиф Мамедов. Фото из семейного архива
Курсанты Минского аэроклуба конца 1950-х. В центре – инструктор Иосиф Мамедов. Фото из семейного архива
24.05.2012. Бобруйский аэроклуб
24.05.2012. Бобруйский аэроклуб
Бобруйская газета «Камуніст», 1964г.
Бобруйская газета «Камуніст», 1964г.

Впоследствии курсант Геннадий Алексиевич вырос в мастера спорта (звание получил в 64-м), брал призы и ставил рекорды чемпионатов Беларуси и по планерному, и по парашютному спорту. Вписан в историю Бобруйского аэроклуба.

Ну и «Камуніст» про успехи авиаторов уже писал. Благодаря заметке из 1964 года мы знаем, в какой интересной форме проходили тогда соревнования авиаторов – летали командами городов по треугольникам, с общей дальностью одного маршрута до 200 км. И это на планерах! Столицей всебелорусских соревнований часто был Бобруйск, и на правах развитого хозяина выставлял 2 команды, как столичный.

После Бобруйска Геннадий Алексиевич работал в Сибири на тушении лесных пожаров – как пожарный-парашютист, их везли самолетами к пожарам в отдаленных от цивилизации районах и там сбрасывали. А затем работал в Минском аэроклубе на Боровой, тренировал сборную парашютистов.

На пенсии он жил под Минском в Ратомке, уже умер. А его младший брат всю жизнь проработал на Опытно-механическом заводе, в учениках у него ходил Виктор Прокопенко, брат футболиста.

Спортсмены и спортсменки Бобруйского аэроклуба 1960-х. Второй справа – Геннадий Алексиевич
Спортсмены и спортсменки Бобруйского аэроклуба 1960-х. Второй справа – Геннадий Алексиевич
Спортсмены и спортсменки Бобруйского аэроклуба 1960-х. Слева – инструктор Геннадий Алексиевич
Спортсмены и спортсменки Бобруйского аэроклуба 1960-х. Слева – инструктор Геннадий Алексиевич

А сыновья пилота Мамедова стали инженерами – Владимир инженер-механик лесной и деревообрабатывающей промышленности, Геннадий инженер-химик на РТИ (теперь «Беларусьрезинотехника»).

В химтехникуме отучился и сын Владимира Кирилл, не на химика а на техника. И теперь Кирилл Владимирович Мамедов, внук погибшего пилота, работает… в Бобруйском аэроклубе. Поэтому, когда мы пытались там найти следы Иосифа Мамедова, нам просто сразу сказали: «Так у нас его внук работает».

4.06.2025. Бобруйский аэроклуб. Авиационный техник Кирилл Мамедов
4.06.2025. Бобруйский аэроклуб. Авиационный техник Кирилл Мамедов

– Я не боялся, – говорит Кирилл Мамедов. – Всегда интересовался авиацией, и с 14 лет пошел заниматься в аэроклуб. Родители отпустили. А в клубе мне все рассказывали, как дед тут летал, а до того в Минске. И я летал на планерах, часов 30 налетал.

Раньше практически все спортсмены аэроклуба становились или летчиками, или авиатехниками – и я после техникума остался в аэроклубе, уже 20 лет работаю.

4.06.2025. Бобруйский аэроклуб. Авиационные техники Кирилл Мамедов и Вячеслав Неведимцев
4.06.2025. Бобруйский аэроклуб. Авиационные техники Кирилл Мамедов и Вячеслав Неведимцев

Занимается Кирилл и самолетами и планерами. И на двух аэродромах – у бобруйского аэроклуба, кроме Сычково, есть еще и база в Миньках под Рогачёвом. В Сычково теперь в основном летают планеристы и курсанты военной академии, а парашютисты занимаются в Миньках. Или, если в Сычково погода нелетная, все перебазируются в Миньки – всего 65 километров. И летом этого года в Миньках совершил свой первый прыжок Арсений Мамедов.

– Да, у меня и сын в аэроклуб пошел, – рассказывает Кирилл. – Ему 15, и сейчас у него уже 4 прыжка.

Бобруйская авиадинастия живет.

4.06.2025. Бобруйский аэроклуб. Авиационный техник Кирилл Мамедов
4.06.2025. Бобруйский аэроклуб. Авиационный техник Кирилл Мамедов
Бобруйский аэроклуб
Бобруйский аэроклуб