Все начинается со школы
Если честно, то даже не предполагал, что творчество одного из моих любимых писателей, ирландца Оскара Уайльда, является предметом изучения в нашей начальной школе. И буквально в последние дни октября четвероклассники в рамках уроков литературного чтения познакомились с отрывком его сказки «Мальчик-звезда».
Нет, сюжет этого захватывающего и нравоучительного повествования не имеет никакого отношения к общепринятому сегодня понятию «звезды», которое тут же поворачивает наш взгляд в сторону так называемых звезд поп и рок-музыки, кино, спорта.
Даже суперзвездная ирландская группа «U-2» с текстом «Мальчика» никак не сопрягается, ибо автор литературного произведения умер еще за 80 лет до создания группы. Но звучание сказки, поверьте, ничуть не уступает звучанию многих хитов «U-2».
Главного героя, книжного мальчика-звезду, нашел дровосек в самом деле на месте падения с неба звезды, младенец лежал на снегу завернутым в плащ, который украшали золотые звезды.
Между прочим, в этом году, 30 ноября, исполняется 125 лет со дня смерти Оскара Уайльда.
Пожертвовать Моррисоном не решился
А уж когда я узнал о восторженной реакции сегодняшних наших школяров на «Мальчика-звезду» (школьные уроки ведь предполагают еще и разбор произведения), то мое уважение к товарищу, извините, к господину Оскару Уайльду возросло многократно. Детишки ведь тоже моментально «подсекают», что быть счастливым может только тот человек, который испытывает чувства сострадания не только к своим собратьям, но и вообще ко всем живым существам, в чем, как известно и заключается главная идея сказки.
Еще я испытал чувство глубокого сожаления по поводу того, что, побывав в 1997 году на парижском кладбище Пер-Лашез, не щелкнул место его захоронения. И все из-за того, что изначально был «заточен» на могилу Джима Моррисона, которая являлась собственно целью моего посещения этого знаменитого парижского погоста.
Памятник и могила Уайльда встретились, так сказать, по дороге, а в 36-кадровой фотопленке моего «Зенита» на тот момент оставалось всего лишь два кадра, ибо предыдущих два я почему-то бездумно использовал на общие пейзажи весьма впечатляющего кладбища Пер-Лашез. То есть, пожертвовать Моррисоном ради Уайльда я не решился.
Так что предлагаю вам взглянуть на уже позже созданный мною коллаж с памятником писателю, который в одночасье практически собственными руками разрушил свою прежнюю жизнь английского дэнди, отсидел в тюрьме, глубоко переосмыслил прежние поступки, уехал во Францию, сменил там фамилию и умер практически в изгнании и забвении в возрасте 46 лет.
Губная помада и признания в любви
Если кого-то интересует надпись на его памятнике, выполненном в виде огромного сфинкса, то она гласит: «Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды». До некоторых пор дамы оставляли на постаменте отпечатки густо накрашенных помадой губ. Дабы пресечь подобные художества, лет 20 назад скульптуру сфинкса огородили прозрачным пластиком. Теперь помаду и надписи приходится стирать с пластика.
К слову, большим почитателем писательского таланта Уайльда был и мой хороший товарищ, могилевский поэт Александр Филипченко. Извиняюсь за столь смелое сравнение, но чем-то Сашкина жизнь резонировала с судьбой героя нашего повествования.
И еще один занимательный факт: в 2007 году в Британии проводился опрос читателей одного солидного журнала по выявлению самого остроумного человека Содружества. Первое место занял Уайльд, на втором месте – Шекспир, на третьем – Черчилль. Один из самых известных афоризмов Оскара: «Всегда прощайте врагов ваших - это лучший способ вывести их из себя».



