Дело в том, что Шауль родился 8 хэшвана 5746 года – как сын религиозной семьи, по иудейскому календарю, а по международному светскому это где-то между концом сентября и началом ноября, каждый год по-разному. В год рождения Шауля это было 23 октября, в 2025-м выпадает на 30 октября.
– Даст Бог, будет 40 годков, – скромно надеется именинник.
Родился будущий бобруйский раввин в «столице Юга» Израиля, городе Беершеба, в семье военнослужащего-раввина родом из Туниса и учительницы из Ливии, приехавших в Израиль.
– Мама была учитель и математики, и истории, и традиции – на Святой земле у наставников широкий профиль, – объясняет Шауль Хабабо. – И она – кандидат наук. Я учился в школе по религиозной программе, но это не обязывало становиться раввином. Потом перешел в иешиву – это образование «выше среднего». С 13-ти лет уже работал: распространял книги, видеодиски про традиции, религию – потом это выросло в семейное рекламное агентство. В конце 2006-го завершил обучение и получил «назначение раввина» – то есть, получил право стать раввином. Но и это не обязывало, мог стать музыкантом, инженером – кем угодно. Мы учимся на раввина не для того, чтобы стать раввином, а чтобы правильно жить. У нас в семье одна сестра и девять братьев, слава Богу, и у восьми – дипломы раввинов. Но один брат – экономист, другой – строитель, третий – директор дома для детей с особенностями психического развития, и так далее.
– У меня было внутреннее желание идти именно в раввины, – продолжает Шауль. – Как говорится в учении любавичского Ребе (в религиозном движении Хабад, к которому уже 160 лет принадлежит и бобруйская община – прим. авт.), если человек может делать добро, он обязательно должен его делать.
В Бобруйске Шауль оказался еще в 2003-м, в конце учебы, на практике – помощником раввина Боруха Ламдана. И ему понравилась и местная община, и люди. В 2007-м в Израиле познакомился с будущей супругой Минди – ее бабушка жила в Хайфе, но родом из Бобруйска.
– После свадьбы мы два года жили в Киеве, – рассказывает именинник. – Там 12 раввинов на огромный город, я был один из них. Тем временем в Бобруйске место раввина освободилось. Дальше была просто божественная история. Жена уехала на Святую землю рожать. Мне в 7 утра звонит ее бабушка: «Шауль, мне снилось, что ты вернулся в мой город!» – «В Хайфу?» – «Какая Хайфа?! Бобруйск!» Я ей сказал, что мечтаю вернуться в Бобруйск, но пока не представляю, как это сделать. И через несколько часов получаю сообщение, что со мной хочет встретиться в Иерусалиме Главный раввин СНГ. Вечером звонит Минди: «У нас дочка! Лети к нам».
Прилетел без багажа, с одним паспортом. Встретился с родными, потом с Главным раввином. А он мне предложил... Бобруйск. Конечно, я согласился! И в марте 2010-го – или 11 ниссана, в день рождения 7-го любавичского Ребе – я вернулся в Бобруйск.
(Он так и говорит: «Вернулся» – прим. авт.).
Детей у Шауля и Минди уже пятеро. Самому младшему сыну скоро 3 года, младшей дочке – 8, среднему сыну почти 12. А старшим 17 и 16 лет, они учатся на Святой земле. Зэлиг – пока на раввина, а параллельно рисованию и музыке, играет на синтезаторе. Хая-Мушка усиленно занимается математикой.
– Пока у нее желаний много, – улыбается папа, – может и врачом стать – химию-биологию тоже учит, прошла курсы первой помощи. Даст Бог, Всевышний покажет им дорогу, которая для них лучше. Желаю этого не только своим детям – всем!
А община праздновать почти юбилей своего раввина будет 2 ноября (слово «юбилей» появилось в Танахе, еврейской Библии, и означало «50-й год» – прим. авт.).
– На день рождения мы собираемся для добрых слов, – говорит Шауль Хабабо. – И по традиции подарки должен раздавать именинник, побольше подарков на благотворительность. Это не исключает возможности получать подарки, но мое обязательство – отдавать. В благодарность за то, что Бог дал мне жить на земле.



