
«Жду весну…»
Евгения Степановна, пенсионерка, 71 год:
– Осенью у меня всегда плохое настроение. Лето заканчивается, дача заканчивается – как меня, так совсем это не радует… Кажется, все хорошее заканчивается в этом мире именно осенью. Дача сейчас, после смерти мужа, мое единственное спасение. Там мне легче, там кажется, что он просто остался в городе, скоро приедет… Его уже три года нет… Одной тяжело после сорока лет прожитых вместе. Очень тяжело. Это мой второй муж. Очень хороший человек. С первым развелась и сразу почувствовала облегчение, хотя осталась без крыши над головой, без денег, потому что мы жили у его родителей. Вот, что значит, когда человек не твой. А сейчас все по-другому: все болит, интерес пропал ко всему.
На даче немного легче. Ничего не сажаю там, только цветы пропалываю да поливаю. Соседи вечером заходят, отвлекают меня разговорами про урожаи свои, про погоду. Я бы там и зимой жила, но все, кто живет рядом, с кем общаюсь, уезжают в город к себе.
Жду весну…
«Приятно осознавать, что Могилев потихоньку становится европейским городом…»
Сергей (на велосипеде), программист-техник, 39 лет:
– Я уже пятый год от зимы до зимы езжу по Могилеву на велосипеде – и на работу, и по делам. Рад, что в городе строят все больше велодорожек, ехать по ним на велосипеде – одно удовольствие. Большое спасибо тем, кто принимает такое решение, кто строит велодорожки. Приятно осознавать, что Могилев потихоньку становится европейским городом – хорошеет в центре, появляются интересные зоны отдыха в спальных районах, много детских игровых площадок, площадок для занятия спортом во дворах.
Для меня езда на велосипеде – это здоровье. Начинал, как необходимость сбросить лишние килограммы: работа у меня малоподвижная, поэтому есть проблемы с лишним весом. За велосезон я худею на 5-7 кг. Сейчас у меня вес такой, к которому стремился, но бросать велосипед не намерен. Приобщил жену и сыновей. У них нет лишнего веса, но ездить на велосипеде им нравится. Семейные покатушки устраиваем по выходным в парке возле Святого озера – мы живем недалеко, когда погода хорошая, ездим вокруг поселка Гребенево, к «Могилевхимволокно» и обратно.
Сейчас вот ремонтируют набережную Святого озера – тоже велодорожки строят, детские игровые площадки. Мы тут постоянно ездим, видим, как идут работы. Всем, кому рассказываю про то, что здесь происходит, все без исключения, даже те, кто живет в противоположной стороне города, говорят: «Наконец-то!». Мы с женой лет десять тому ездили в гости к родственникам в Польшу, так там возле каждого озерца даже в селах такие же зоны отдыха: скамейки, беседки, детские игровые площадки, качели, лежаки. Мы тогда так восторгались такому подходу. Теперь и у нас такой. Конечно же, это радует.
«Что это с людьми делается? В пятницу в отделе готовой еды такая очередь стоит!»
Лариса Владимировна, пенсионерка, 69 лет:
– Нас, пенсионеров, радует, что еще живем, ходим своими ногами, голова еще работает нормально. Пока здоровье не подводит – и жизнь хорошая. Пенсия у меня сейчас 897 рублей. У мужа немного, на 61 рубль, больше. Нам хватает. У нас дача на Лахве – своя картошка, морковка, капуста. В Межисетках, по дороге домой, у местных берем яйца, молоко, творог и сметану – и дешевле, и вкуснее. В магазин в городе ходим только за мясом. Муж любит в Грин на Островского ходить, там свинина всегда свежая. И другое мясо всегда есть. Идем обратно домой, а мы живем на Пушкинском проспекте возле магазина «Світанак», и все удивляемся, как наш народ обленился. Вы обращали внимание, какая в пятницу в этом магазине в отделе готовой еды очередь? Как в брежневские времена. Берут и суп готовый, и котлеты, и голубцы – там же все теперь можно купить. И если бы в очереди была только молодежь – да, сейчас молодые девчата вообще готовить не умеют, и не хотят учиться, это я по своим внукам вижу. Так стоят же и постарше – и намного постарше, кому уже и за пятьдесят есть. Я не понимаю этих людей. Да купи ты целую курицу и пожарь дома, это же и дешевле, и выгоднее, чем брать уже пожаренную половинку курицы в магазине. А за пиццами какая очередь! Вот бы кто мне рассказал про то, как в магазине сырники жареные берут по десять штук, не поверила бы, а так своими глазами вижу. Что это с людьми делается? Конечно, если так жить, никакой зарплаты не хватит. А как же жить и не экономить? Мы с мужем с каждой пенсии откладываем деньги, чтобы были, если будут нужны. Никогда не брали кредитов, а одалживание денег я вообще не понимаю: нет денег, так и не покупай, собери нужную сумму и иди в магазин! Мы так привыкли жить.