«Трава и деревья для меня коричневые». Каково это – жить с дальтонизмом, рассказал 50-летний Дмитрий из Глуска

482
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото ИИ и из личного архива героя.
Дальтонизм – это особенность цветового восприятия, при которой человеку трудно различать определенные оттенки. Чаще всего дальтонизм встречается у мужчин: по статистике, около 8% мужчин и менее 1% женщин имеют такую особенность. С ней живут миллионы людей по всему миру, и один из них – в Глуске. Это Дмитрий Пароховник.
Дмитрий Пароховник.
Дмитрий Пароховник.

В жизни 50-летнего Дмитрия Пароховника из Глуска нет зеленого цвета. Вместо него он видит разные оттенки коричневого, может спутать зеленый с голубым, синим, розовым, коричневым, серым…

– В детстве, в детском саду и школе, было непросто на уроках рисования, – рассказывает глусчанин. – Не мог выбрать правильный карандаш или фломастер и нарисовать реалистичный рисунок. Но как-то приспосабливался, ведь в школе в наше время не требовалось быть великим художником – что-то нарисовал и отметку свою получил.

Во время учебы в школе, в 11-м классе, при прохождении водительской комиссии на право вождения трактора у Дмитрия впервые официально диагностировали дальтонизм.

На армейской медкомиссии сложностей с этим диагнозом не возникло – в армию парня взяли. Служил в должности военного пожарного и после армейской службы решил устроиться на работу в местную «пожарку».

– Здесь при прохождении медкомиссии диагноз «дальтонизм» еще раз подтвердили, – говорит Дмитрий. – Окулист сказал, что бойцом в пожарную службу я не подхожу. Объяснил мне, что во время пожара в дыму я могу просто не заметить многих вещей, к примеру, человека в одежде цвета или оттенка, которые я не вижу. И на самом деле он был прав, так и есть, многие оттенки у меня сливаются, я их не различаю.

Обычное фото глазами большинства людей (слева) и глазами человека с дальтонизмом (справа).
Обычное фото глазами большинства людей (слева) и глазами человека с дальтонизмом (справа).

Пожарным стать не получилось, зато Дмитрий – отличный строитель, каменщик и отделочник.

– На этой работе есть свои сложности тоже, – говорит глусчанин. – Был случай, когда заказчики попросили порекомендовать цвета в отделке, пришлось объяснять свою проблему и что этот вопрос я не могу решить.

В быту тоже приходится приспосабливаться. Одежду, чтобы не ошибиться с цветом, Дмитрий покупает тех цветов, которые он точно видит, или вместе с женой ходит в магазин, она подсказывает. К слову, и жена, и дети помогают ему в быту справляться со всеми возникающими трудностями.

– Однажды купил майку сам, – с улыбкой вспоминает Дмитрий, – думал, что она голубая, так я видел этот цвет. Но оказалась, что она – зеленая. Еще в быту, как ни странно, для меня проблема – различить, работает или нет какое-то устройство, к примеру, телеприставка. Если она включена, то датчики светятся зеленым, а если нет, то красным. Но зеленого-то я не вижу… Для меня очень сложно собирать ягоды и грибы – «тихой охоты» в моей жизни нет.

Несмотря на проблему с восприятием цвета любимая компьютерная игра у Дмитрия – «Три в ряд», где нужно собирать шарики по цвету.

Обычное фото глазами большинства людей (слева) и глазами человека с дальтонизмом (справа).
Обычное фото глазами большинства людей (слева) и глазами человека с дальтонизмом (справа).

– Иногда играю и не понимаю, почему не получается комбинация, – признается Дмитрий, – а потом вспоминаю, что я же не так все вижу. Приспосабливаюсь.

Любимая пора года у Дмитрия – осень. Именно в это время у него все становится ярким, разноцветным. А летом, когда мы видим разнообразные оттенки зеленого и радуемся этому сочному цвету, Дмитрий видит… все оттенки коричневого.

– Трава и деревья для меня коричневые и совсем не привлекательные, – описывает свои ощущения глусчанин. – А вот осенью появляется много яркого – желтого, бордового, красного, и это меня радует. А вообще, мой любимый цвет – черный. Его я точно ни с каким другим не спутаю!

Всем, у кого в жизни такая же проблема, Дмитрий дает один главный совет:

– Чтобы у вас не было недопонимания, не стесняйтесь говорить о своей проблеме окружающим. В детстве я не понимал, что отличаюсь от других, а уже став взрослым, сразу предупреждал всех о своей особенности. Дальтонизм не лечится, приходится с этим жить, мириться и приспосабливаться.