
В деревне Борисовщина Глусского района есть старое кладбище. Когда-то, в конце XIX века, оно именовалось сельским фамильным кладбищем помещиков Ланевских-Волк. Именно тут и похоронены последние представители этого рода.
Помещик Болеслав Ланевский-Волк умер в 1891 году. Он был поручиком лейб-гвардии Семеновского полка и владельцем имения Борисовщина. Вместе с женой Адольфиной, урожденной Поребской (умерла в 1899 году) они захоронены в большом фамильном склепе. В метрической книге Глусского костела за 1899 год есть запись о кончине Адольфины: «21 января в имении Борисовщизна скончалась от аневризма сердца Адольфина Осиповна Ланевская-Волк, урожденная Порембская. Вдова помещика Болеслава Ланевского-Волк, имея от роду 58 лет. Похоронена 24 января на Борисовщизненском домашнем кладбище».
В 1997 году об этом захоронение в Борисовщине писал в Глусской районной газете известный белорусский археолог Микола Кривальцевич. Действительно, помещичье захоронение-склеп впечатляет – огромное сооружение посреди сельского кладбища, окруженное толстыми вековыми деревьями. Старожилы рассказывали, что в 1917 году, после Октябрьской революции, в период хаоса склеп Ланевских-Волк разграбили. Молодые деревенские парни вытащили останки Болеслава и Адольфины, сняли с них всю одежду и носили мумии по Борисовщине и даже соседним деревням, пугая темными вечерами сельчан. Такому поруганию захоронение подвергалось дважды: как уже говорили, сразу после революции и в 1960-е годы. Сейчас вход в склеп надежно замурован.
Слева от склепа Ланевских-Волк стоит гранитный памятник – здесь похоронен подпоручик 14 Гренадерского Грузинского полка М. Ф. Луковский.
На памятнике написано, что он умер от ран 22 мая 1916 года. На сайте, посвященном Первой мировой войне, есть учетная карточка офицера Михаила Федоровича Луковского.
В ней написано, что он «убит разрывом бомбы во время упражнения метания». На памятник поверх надписи шурупами прикреплен медальон с портретом красноармейца.
И это захоронение – самое загадочное, про него не рассказал никто из местных жителей. Во-первых, памятник подпоручика – гранитный. По тем временам такой могли себе позволить поставить своим родственникам или близким только обеспеченные люди, никак не крестьяне, жившие в Борисовщине. Во-вторых, кто этот красноармеец на фото, прикрученном к памятнику подпоручика, но ни одного слова о нем на памятнике нет.
В 2017 году на Всероссийском генеалогическом форуме я оставила сообщение с описанием этого загадочного захоронения. И вот, спустя 8 лет дождалась ответа. И какого! Мне написал один из потомков Михаила Луковского.
Это правнук его брата Андрей Луковский, который сейчас живет в городе Барнаул в Алтайском крае России. Кстати, он наш коллега, тоже журналист.
Вот что сообщил Андрей. Оказывается, родители подпоручика Луковского жили в Борисовщине в 80-х годах XIX века. Это Федор Яковлевич и Иулиания Ивановна. У них родилось четверо сыновей: Михаил, Николай, Степан и Иосиф.
В семье Николая Луковского сохранилась его метрика, свидетельство о крещении. Довольно интересный документ. Младенца, рожденного 6 апреля 1884 года, крестили в Глусской Богоявленской церкви 13 апреля 1884 года.
О Михаиле известно, что он во время Первой мировой войны служил в Варшаве в 32-м пехотном Кременчугском полку. Потом попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Позже он был направлен в Ялту на лечение, после которого оказался в Грузинском гренадерском полку. Также из семейной истории известно, что у Михаила была очень богатая и знатная невеста, в семье особенно подчеркивали, что это была благородная дама.
– Чуть ли не фрейлина императрицы, – говорит Андрей. – Но, думаю, это уже преувеличение, семейная легенда.
Именно она и поставила Михаилу дорогой гранитный памятник на кладбище в Борисовщине. Что касается прикрепленного портрета красноармейца, то и здесь нашлось объяснение. Оказывается, один из родственников Луковских, который жил в Борисовщине, в начале Великой Отечественной войны запряг коня и ушел в партизаны. Там, где-то и погиб. Чтобы иметь возможность хоть куда возложить цветы, его родные прикрепили фото на памятник ближайшего родственника – подпоручика Михаила Луковского.