
Первый визит. Май 1820 года
Весной 1820 года 21-летнего Пушкина выслали из Петербурга. Его острые эпиграммы и свободолюбивые стихи вызвали недовольство царя Александра I и его окружения. Говорили даже о Сибири или Соловках, но друзья сумели смягчить приговор: поэт должен был отправиться на юг, в Екатеринослав, в канцелярию генерала Инзова.
Путь пролегал через Витебск, Могилев, Чернигов и Киев. И вот 11 мая Александр Сергеевич впервые оказался в нашем городе.
Въехал он через Покровский посад, поднимался по Костерне и Богородицкой улице, выходил на Ветреную и далее – на Почтовую. Выехал же поэт через Старочерниговскую улицу и Черниговскую браму (ныне Пушкинский проспект) – именно поэтому сегодня там стоит памятник поэту. Да и новая подземка на пересечении с улицей Островского названа в честь Пушкина неспроста.
Второй визит. Август 1824 года
Через четыре года обстоятельства привели «солнце русской поэзии» в наш родненький Могилев снова. На этот раз он возвращался из Одессы в Михайловское, где должен был жить под надзором полиции.
6 августа 1824 года вечером его коляска въехала в Могилев. В этот день, как вспоминал офицер Лубенского гусарского полка Александр Распопов (он – племянник Энгельгардта, бывшего директора обожаемого Пушкиным царскосельского лицея – прим. авт.), по городу гуляли люди, звучала музыка. Внезапно на улицах появился необычный путник:
– Проезжала на почтовых, шагом, коляска; впереди шёл кто-то в офицерской фуражке, шинель внакидку, в красной шелковой, русского покроя рубахе, опоясанной агагиником, – рассказывает Распопов.
Наверняка в глазах многих могилевчан такой наряд выглядел экзотично и даже странно. Поэтому немудрено, что Пушкин привлек к себе внимание.
А Распопов бросился к поэту. Встреча оказалась трогательной:
– Пушкин, обнимая меня, сказал: «Помню, помню, Саша, ты проворный был кадет»...
После уже гурьба офицеров явилась чествовать автора «Евгения Онегина».
Присочинил племянник директора лицея или нет, но якобы в тот визит в Могилев Пушкин знатно кутил до четырех утра. А еще читал свои стихи, причем некоторые сочинял на ходу... Публика была в восторге! И якобы даже планировалось устроить поэту «ванну из шампанского», но знаменитый гость отказался.
К сожалению, ничего не сохранилось от почтовой станции, куда прибыл Александр Пушкин, не уцелело и здание губернской почтовой конторы, куда он заходил отметить свою подорожную.
След памяти
Отразились ли впечатления от Могилева на творчестве поэта? Прямых строк о нашем городе у Пушкина нет. Но есть косвенные намеки. Когда в 1825 году в Санкт–Петербурге вышел двухтомник произведений архиепископа Могилевского и Мстиславского Георгия Конисского, Пушкин в журнале «Современник» опубликовал рецензию. Высоко оценивая деятельность и творческое наследие святителя, поэт назвал Конисского «самым достопамятным человеком XVIII века». И здесь прослеживается память о посещении Могилева. Ведь, находясь в городе, Александр Сергеевич мог много чего слышать об архиепископе.
А еще Пушкина с Могилевщиной связывает… его внучка Наталья Воронцова-Вельяминова. Ее до сих пор вспоминают добрым словом в Бобруйске и Бобруйском районе: здесь Наталья основала храм, школу, библиотеку и родила шестерых детей. Но это уже совсем другая история...
А вот история Александра Пушкина, будем считать, не только московская или петербургская, но и немного могилевская. И, быть может, именно здесь, за бокалом шампанского среди молодых офицеров, в непринужденной беседе и смехе, Пушкин чувствовал себя счастливым.
*В статье использованы воспоминания А.П.Распопова, материалы книги «Могилевщина. Легенды, события, люди» и библиотеки-филиала им. А.С. Пушкина