Не дожил день до своего 104-летия. Памяти автора логотипа бондианы Джо Кароффа, предки которого были из Бобруйска

719
Алесь КРАСАВИН
Большинство работ графического дизайнера Джо Кароффа не было подписано, так что его известность не соответствовала реальном вкладу художника.
Кадр из документального фильма «By Design: The Joe Caroff Story» (2022 год)
Кадр из документального фильма «By Design: The Joe Caroff Story» (2022 год)

17 августа 2025 года, не дожив одного дня до своего 104-го дня рождения, в своем доме на Манхэттене в Нью-Йорке скончался графический дизайнер Джо Карофф, автор культового логотипа c цифрами «007» и пистолетом в фильмах о Джеймсе Бонде, сообщает The New York Times.

По словам его сыновей Питера и Майкла, дизайнер скончался дома, находясь под наблюдением врачей хосписа.

Джозеф (Джо) Карофф родился 18 августа 1921 года в городке Роузелле (Roselle), штат Нью-Джерси, в семье эмигрантов, приехавших в Соединенные Штаты из Бобруйска. Его отец Джулиус Карофф был художником, а мать Фанни Карофф (урожденная Сак) занималась домашним хозяйством и воспитанием шестерых детей.

После окончания школы Джо поступил в Институт Пратта – одно из ведущих учебных заведений в области искусства, дизайна и архитектуры в США. Еще в студенческие годы он работал ассистентом у французского дизайнера Жана Карлу. Одна из самых известных работ Карлу – постер к фильму Чарли Чаплина «Малыш».

Получив специальность «рекламный дизайн» в 1942 году, Карофф вскоре был призван на военную службу, она проходила в подразделении Управления военной информации США (OWI) на одной из авиабаз в Великбритании. Он разрабатывал листовки, которые забрасывались в тыл противника с самолетов. Управлял этим подразделением Отдел психологической войны (PWB).

Вернувшись на «гражданку», в 1948 году Джозеф Каров (тогда он писал свою фамилию так) нарисовал обложку для первого романа Нормана Мейлера «Нагие и мертвые». А в 1961 году художник, которому на тот момент исполнилось 40 лет, нарисовал постер к фильму «Вестсайдская история» – музыкальной романтической драме режиссеров Роберта Уайза и Джерома Роббинса по мотивам классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Логотип бондианы Джо Кароффа с автографом автора.
Логотип бондианы Джо Кароффа с автографом автора.

В 1962 году Карофф создал логотип к первому фильму о Бонде «Доктор Ноу» (Dr. No) с Шоном Коннери в главной роли. В процессе работы он наметил линии над и под цифрами 007 и заметил, что верхняя линия напоминает удлиненный ствол пистолета, исходящий от семерки. Затем он добавил спусковой крючок в дизайн и таким образом создал один из самых узнаваемых символов мирового кино.

За более чем 60-летнюю историю бондианы логотип несколько раз незначительно менялся (длина ствола пистолета, написание цифры 7), но в основе всегда оставался рисунок дизайнера.

Карофф создал также ряд афиш, каждая из которых стала визуальной визитной карточкой киноэпохи.

В частности, он является автором постеров к мюзиклу «Кабаре» с Лайзой Миннелли и драме «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо (оба фильма вышли в 1972 году), «Роллербол» по одноименному рассказу Уильяма Гаррисона (1975), «Манхэттен» Вуди Аллена (1979), «Воспоминания о звёздной пыли» (1980), «Зелиг» (1983), «Секрет моего успеха» (1987). Дизайнер также оформил заставку к фильму «Последнее искушение Христа», снятому Мартином Скорсезе в 1988 году.

В общей сложности на его счету более 300 работ в области кино.

Постер Джо Кароффа для мюзикла The Beatles «A Hard Day’s Night».
Постер Джо Кароффа для мюзикла The Beatles «A Hard Day’s Night».

Пожалуй, одной из самых забавных работ иллюстратора стал постер для мюзикла «A Hard Day’s Night» с завязыванием узла на ручке гитары. В этой британской комедии участники группы The Beatles сыграли самих себя, а композиции, прозвучавшие в фильме, вошли в отдельный одноименный альбом группы.

Однако, влияние Кароффа выходило далеко за пределы кинематографа. Он разработал логотипы для таких крупнейших медиакорпораций США, как Fox, ABC News, ABC Olympics и ряда других компаний.

Дизайн постера Джо Кароффа «Последнего танго в Париже», на основе которого позже был разработал шрифт Tango.
Дизайн постера Джо Кароффа «Последнего танго в Париже», на основе которого позже был разработал шрифт Tango.

А еще нарисованные им от руки надписи вдохновили других дизайнеров-графиков на создание полноценных шрифтов.

Например, британский дизайнер Колин Бригналл разработал шрифт Tango на основе графики Кароффа для «Последнего танго в Париже». А дизайнер Джонатан Хилл создал шрифт Laser Disco, основанный на работе иллюстратора для «Роллербола».

Впрочем, большинство работ Кароффа не было подписано, так что его известность не соответствовала реальном вкладу художника, говорят эксперты.

ТОЛЬКО ФАКТ

  • За создание логотипа 007 с пистолетом Карофф в свое время получил всего 300 долларов, причем никаких отчислений от проката фильма ему не полагалось.
Джо Карофф. Фото: observer.co.uk
Джо Карофф. Фото: observer.co.uk

В 1965 году Карофф основал собственную студию – J. Caroff Associates. В 1986 году он объединился с Лоном Киршнером, новая студия дизайна получила название Kirschner Caroff. В 2006 году, в возрасте 85 лет, Карофф завершил карьеру графического дизайнера и занялся живописью.

С художественными произведениями Джо Кароффа можно ознакомиться на авторском сайте joecarofforiginals.com.

ТОЛЬКО ФАКТ

  • В 2021 году продюсеры Бондианы подарили графическому дизайнеру Джо Кароффу на его 100-й день рождения часы Omega, на которых был выгравирован легендарный логотип.

Джо Карофф был женат на преподавательнице Хантерского колледжа Филисс Фридман. Их брак длился 81 год. Супруга умерла в феврале 2025 года...