О вере и семье: разговор с епископом Бобруйским и Быховским Серафимом

35
Ольга МАКСМИМОВА. Фото из личного архива собеседника
Герой нашего материала – епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Ему 5 сентября исполняется 52 года. В преддверии дня рождения поговорили с Владыкой о личном: семье, юных годах и приходе к вере.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, о месте, где родились, где прошли ваши детство и юность.

– Родился на границе Европы и Азии – на Урале, детство прошло в закрытом военном городке среди лесов, сейчас этот городок вроде бы открыли, и он, называвшийся Свердловск-45, получил название город Лесной.

В 8-й класс школы я уже пошел в Бобруйске. С ним меня очень многое связывало и связывает: я много лет служу здесь.

Будущий епископ выступает перед юными слушателями.
Будущий епископ выступает перед юными слушателями.

– Есть ли в Бобруйске у вас любимые места? Придя куда, становится хорошо; где можно отдохнуть душой и отвлечься от дел.

– Бобруйск – очень уютный город. Один российский дипломат мне сказал после посещения Бобруйска: «Вот уйду на пенсию и приеду жить сюда!». Мне, как и всем, нравится старый город – район площади Победы, улицы Социалистической, Советской и Пушкина – к рынку. Здесь нужно беречь каждое здание, чтобы не потерять неповторимую атмосферу старого, уютного, домашнего Бобруйска.

Естественно, любимые места для меня – это бобруйские храмы, восстановленные в городе церкви. Мне нравится каждая по-своему. Дело далеко не только в архитектуре, я просто знаю, где какая и как работа проводится.

Бобруйская епархия – это не только Бобруйск, это шесть районов Могилевской области. Везде есть свои святые и значимые исторические места.

Алексей (имя, данное при рождении будущему епископу Серафиму) с митрополитами Пантелеимоном (Родопулосом) и Филаретом.
Алексей (имя, данное при рождении будущему епископу Серафиму) с митрополитами Пантелеимоном (Родопулосом) и Филаретом.

– Взгляды на жизнь, приоритеты и ценности во многом закладываются нам в раннем возрасте родителями и окружением. Как воспитывали вас? Какую роль близкие и родные люди сыграли в судьбе? А школа?

– У меня была хорошая благополучная советская семья. Школа, не смотря на удаленность от «цивилизации», была тоже замечательная, со всем необходимым оснащением и достойными учителями. И в Бобруйске я попал в прекрасное учебное заведение – это школа №27.

Родители не давали мне четких установок, куда пойти учиться и как дальше жить. В этом я был самостоятелен. Мама, наверное, хотела, чтобы я стал офицером. В школе официальная идеология – коммунистическая и атеистическая, но на атеизме у нас сильного акцента не делалось.

С мамой Ириной Дмитриевной Белоножко.
С мамой Ириной Дмитриевной Белоножко.

– В уральском городке церкви не было, о Боге свидетельствовал только прекрасный, сотворенный Им мир. Вместе с тем, папа, советский офицер, на Пасху красил яйца. Конечно, священника было не сыскать в радиусе сотен километров.

А вот в Бобруйске церковь была. Она и сегодня действует – это здание на улице Шмидта. Строение очень скромное, переделанное из обычного деревянного частного дома. Хотя даже сейчас для меня это один из самых красивых, теплых и уютных храмов на земле.

Когда я учился в Греции, помню, мы как-то раз спорили об особенностях сакральной архитектуры, и один румынский студент сказал: «Самый красивый в мире храм – это церковь твоего родного села». Мне эти слова запомнились, так и есть! Прекрасен Исаакиевский собор в Петербурге, но любому человеку милее храм своей малой родины.

Во время поездки на Афон.
Во время поездки на Афон.

– Расскажите, пожалуйста, как и когда вы пришли к вере.

– Что касается сознательного прихода к вере, думаю, на меня повлияли события 1000-летия Крещения Руси. В Советском еще Союзе все-таки не могли пройти мимо этой даты, проводилось множество мероприятий, они освещались в СМИ. Да и на этот период мне было уже 15 лет, когда все меняется в голове у человека, да и в стране все стремительно менялось.

Я пришел в церковь на улице Шмидта в Бобруйске, был доброжелательно принят священниками этого прихода, верующими людьми. Вот он, настоящий мир, вот настоящая жизнь и подлинная духовная красота, – сделал я для себя открытие.

Есть такое понятие – призывающая Божия благодать. Именно она и подействовала тогда. Поэтому так важно родителям, дедушкам и бабушкам не лишать своих детей духовных впечатлений и переживаний.