«Недавно дочь заплакала и сказала, что не хочет идти 1 сентября в школу. Она идет в 5-ый класс. Перед летними каникулами у нее случился небольшой конфликт с некоторыми одноклассниками, но казалось, что всё уладили. А тут вернулись после покупок к школе, а она в слезы, просит не вести ее в школу, говорит, что не хочет больше общаться с одноклассниками, говорит, что они ее не примут. Как ее поддержать, чем помочь?» (Лилия).
«Если ситуация тяжёлая нужно подключать школу»
На вопрос читательницы отвечает Екатерина Косинская, психолог ТЦСОН Ленинского района Бобруйска:
– Дорогая, Лилия. Важно понимать, просила ли дочь о конкретной помощи либо ей необходимо, чтобы ее выслушали и поддержали близкие. Важно помочь ей сформулировать чего она хочет и чего ей не хватает. Она хочет дружбу с ними или просто неконфликтные отношения в рамках учебы. Что делать родителям? Не обесценивать. Никогда. Фразы «Не обращай внимания», «Что ты не можешь ответить?» звучат как «ты сама виновата». Лучше сказать: «Я вижу, что ты расстроена, и имеешь на это право. Это неприятно».
- Помогать словами описывать ситуацию: «Кто сказал? Что сказал? Как часто?»
- Учить говорить о границах. Дать ребенку простые фразы: «Стоп, мне это неприятно. Перестань».
- Быть рядом, но не делать всё за ребенка. Сначала дать инструменты, чтобы она сама попробовала справиться.
- Если ситуация тяжёлая – подключать школу. Учителя, психолога. Но при этом сохранять у ребёнка ощущение, что она тоже может влиять на ситуацию. Важно поддерживать позитивную идентичность ребёнка: «Ты чуткая, ты замечаешь, как другим. Я горжусь тобой».
- Если ситуация перерастает в буллинг – нужно подключать директора и родителей других детей, занимать проактивную позицию в защите ребенка. Сейчас у нее формируется представление о морали: что такое справедливо и почему одним можно, другим нельзя. Если мир не соответствует этим представлениям, это воспринимается как крах системы координат.
- Признавать чувство несправедливости. Можно даже пошутить: «Добро пожаловать во взрослую жизнь».
- Говорить поддерживающе: «Ты хочешь, чтобы всё было честно, и это хорошо».
- Не обесценивать фразами «жизнь несправедлива». Сначала быть рядом с эмоцией.
- Давать опору действием. «Ты можешь поговорить с учителем и сказать, что тебе было обидно». Это помогает не чувствовать себя беспомощным.
В этом возрасте ребёнок впервые понимает, что мир неидеален, что даже взрослые ошибаются. В этот момент она особенно нуждается в тёплом, внимательном отношении. Даже одно теплое слово может стать для нее опорой на всю жизнь.