
Пастырское служение занимает большую часть времени главы семейства, поэтому забота о детях и о хозяйстве в основном лежат на плечах супруги. Каково это – быть матушкой? Об этом мы побеседовали с Марией Смычник. Отец Виктор также принял участие в разговоре.
«Господи, только бы мне не достался в мужья священник!»
Далеко не каждая девушка готова принять на себя роль жены священника. Но героиня нашего материала, можно сказать, была готова к этому с детства, ведь росла Маша в верующей православной семье, и ее отец был священником.
– Он служил в Брестской епархии, и его родной брат был монахом, епископом в Мозыре, – рассказывает Мария Смычник. – В нашей семье было двое детей. Мама – образцовая матушка. Она работала в «БПС-Банке» и на приходе. В субботу и воскресенье мама обязательно была в храме, пела в церковном хоре на клиросе, выпекала просфоры и несла разные послушания, а я всегда была с ней рядом.
Бывало, что я засыпала на клиросе, потому что рано вставали, много ездили. С детства у меня было чувство, что церковная жизнь меня буквально переполняет. И тогда я думала: «Господи, только бы мне не достался в мужья священник!» (улыбается). Я ни в коем случае не хотела знакомиться с семинаристами и не представляла себе такого будущего. Потому что знала: это действительно непросто.
Но Господь распорядился по-иному.
«Муж образованнее, умнее, опытнее меня»
После школы Мария получила «права», поступила в Брестский государственный технический университет на специальность «Экономика и управление на предприятии». На каникулах ездила к бабушке в Мозырь. А там... познакомилась с будущим супругом.
Виктор старше Марии, и она этому только рада:
– Муж образованнее, умнее, опытнее меня. Если я чего-то не понимаю или не могу найти правильное решение, он всегда подскажет, поможет.
Поработать по специальности Марии так и не довелось: еще во время учебы в семье родился первый ребенок, а вскоре и второй.
Сейчас у Смычников четверо детей. Дочери Кире 19 лет, она учится в институте на «истории и археологии». Старшему сыну Герману – 17, в этом году он поступает в вуз. Младшие – Михаил (11 лет) и Иларион (9 лет), пока школьники. А еще сыновья обучаются в музыкальной и хоккейной школах.
Помимо семейных забот, на плечах Марии – большая общественная работа. Она возглавляет социальный отдел в храме, где служит ее муж. Вместе с сестрами милосердия (при храме действует крупное сестричество на 35-40 человек) и активными прихожанами проводит благотворительные ярмарки. Четыре раза в год храм организует акции «Поможем собрать детей в школу», «Дари радость на Рождество», «Пасхальный дар», «Урожай лишним не бывает».
Кроме того, Мария ведет Инстаграм-страницу прихода (hrambobruisk elijah). На ее плечах – и благоустройство территории храма.
– Я очень люблю работы в саду и огороде, поэтому с удовольствием этим занимаюсь, – говорит матушка. – Мы высадили на территории кустарники, туи, можжевельник, другие растения. Прихожане активно помогают.
Мария своими руками создает и флористические композиции к церковным праздникам – ими украшают иконы в храме.
А еще при храме работает воскресная школа, где матушка тоже активно участвует, ранее вела там занятия по творчеству.
«Потом приходит понимание: это не трудность, это радость»
Напомним, при таком обилии разных дел у Марии – четверо детей!
– Чем больше детей, тем легче, – считает сама матушка. – Они потом начинают смотреть друг за другом. Если первого ребенка мы купали в ванночке, грели пеленочки, то со вторым все было уже намного проще – просто отпускали плавать сразу в большую ванну (смеется). Потом был перерыв – шесть лет, и появился Михаил. Старшие, Кира и Герман, уже подросли и с удовольствием катали коляску, даже с гордостью, как с вымпелом или медалью! Сами меняли подгузники, присматривали за ним. Наверное, поэтому наш Миша до трех с половиной лет и не говорил – его и так все с полувзгляда понимали. Мы решили отдать Мишу в садик, чтобы он социализировался. И буквально за два с половиной месяца он хорошо заговорил. С четвертым ребенком было еще проще. У младших сыновей небольшая разница в возрасте, и они всегда играли вместе, развлекали друг друга. А я в это время могла спокойно заниматься делами по дому.
– Хотя, когда появился третий, я очень переживала: боялась, что не справлюсь, – признается Мария. – Но потом приходит понимание: это не трудность, это радость. Смотришь, как они растут, взрослеют, ежедневно трудятся и достигают результатов – и радуешься их победам и достижениям. А сейчас уже и дети мне помогают, они очень отзывчивые.
«В 20.00, где бы мы ни были, становимся на общую молитву»
Как в семье священника дома распределяются обязанности?
– Все делаем совместно, – вступает в разговор отец Виктор. – У кого есть возможность, тот и берет на себя. Конечно, готовка в основном – на супруге, но и я могу справиться.
Что касается еды, в семье несмотря на занятость полуфабрикаты не приветствуются – только домашняя кухня. Матушка сама даже хлеб печет и балует близких десертами.
– Дочь любит печь торты, – рассказывает Мария. – А еще мы часто вместе готовим вареники и пельмени, выпекаем имбирные пряники.
Иногда Марии помогает ее мама, когда из Бреста приезжает в Бобруйск на несколько месяцев. Помощь оказывает и мама мужа из Мозыря.
– Уроки с сыновьями в основном делаю я, хотя все чаще они уже сами, – продолжает матушка. – В музыкальную и хоккейную школы обычно вожу тоже я, но, бывает, и так: муж отвозит, а я забираю.
– В целом все, как у всех: работа, школа, дополнительные занятия, бытовые дела, – резюмирует отец Виктор. – В воскресенье вся наша семья обязательно в храме. Как сказано в декалоге – то есть, в 10-ти Заповедях Божьих, «шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой посвяти Господу Богу твоему». Дома у нас обязательно молитва: перед едой и после, утром и вечером. А еще в нашей семье есть традиция, которую привил один православный бобруйчанин: в 20.00, где бы мы ни были, становимся на общую молитву.
«Важно, чтобы все это приносило им внутреннюю радость»
В то же время, ограждать детей от социума, по мнению наших героев, не только неправильно, но и невозможно.
– Мы прекрасно понимаем, что рядом существует другой мир, в котором люди живут не по заповедям, где есть зло, насилие, – говорит отец Виктор. – Наша задача – правильно настроить детей, объяснить им, что является нормой, а что – отклонением от нее. У них есть наглядный пример того, как следует себя вести. Подобное тянется к подобному. У нас друзья, близкие по духу. Они приезжают к нам, мы бываем у них в гостях.
– Физическая и интеллектуальная загруженность – вот основа воспитания, – продолжает глава семейства. – Главное – заложить в детях радость каждого дня. У них много разных послушаний: учеба в школе, дополнительные занятия, помощь в храме – важно, чтобы все это приносило им внутреннюю радость.
А если у детей какие-то инциденты с ровесниками?
– Мы постоянно напоминаем им, что любые проблемы лучше решать мирным путем, и учим избегать применения силы, – отвечает отец. – Если дети поступают неправильно, следует длительная беседа. Иногда можем лишить телефона на день. Хотя сыновья по этому поводу особо не огорчаются, берут клюшки и идут во двор шайбу бросать (смеется)!
«В свободное время можем и шашлыки во дворе пожарить»
Отец с сыновьями любит выезжать на рыбалку. В Мозыре, откуда он родом, протекает река Припять, и, как ловить рыбу, Виктор знает с детства. «Апостол Петр тоже был рыбаком», – улыбаясь, замечает собеседник.
Еще наши герои любят путешествовать, но все их поездки в основном связаны с церковной жизнью.
– Далеко не ездим, – рассказывает отец Виктор. – Нас в семье шестеро, вывезти всех, скажем, в Турцию, не так просто! Чаще всего друзья-священники приглашают нас на престольные праздники. Бываем в Бресте, Турове, Москве, Смоленске и других городах.
Да и, честно говоря, у нас свой храм – как санаторий! Посмотрите, какие тут деревья, какая зелень! (Деревянный Ильинский храм стоит на живописной территории геологического памятника природы «Луковая гора» – прим. ред.). Нам совсем не обязательно уезжать куда-то. В свободное время можем и шашлыки во дворе пожарить. Благо, у нас и свой дом в живописном месте: рядом река, поле.
– Сегодня многие женщины стремятся, в первую очередь, реализоваться в профессии, в карьере. У вас нет по этому поводу каких-то сожалений? – напоследок спрашиваю матушку Марию.
– Сейчас, когда дети подросли, у меня появилось немного больше свободного времени. Но, по правде говоря, я не чувствую в этом особой необходимости, – отвечает она. – Социальная работа, которой я занимаюсь, приносит мне большое удовольствие. В моей жизни есть гармония, и мне больше ничего не нужно. Я давно расставила приоритеты: главное – семья и счастье моих детей.