И Филипп всегда соглашался…

Издавна бытует мнение, что известный не только среди могилевских «семидесятников» поэт Александр Филипченко (он же просто Филипп, 1953 – 2021) был совершенно далек от изобразительного искусства. Хотя всегда был готов замутить какой-нибудь авангардный перфоманс. Но вот с рисованием, говорили, у него были большие проблемы, хотя друзей-художников – хоть пруд пруди.
Действительно, Саша всегда старался избегать кисточек и карандашей. Все изданные им книги стихов иллюстрировал кто-либо из знакомых. В 1970-х годах и автор этих строк тоже несколько раз был в их числе.
При этом Филипп всегда с особой тщательностью подходил к картинкам по мотивам своих нетленных рифмованных произведений, обязательно высказывая художнику пожелания относительно сюжета: ты вот здесь нарисуй того-то, а вот тут то-то. Лично я всегда с интересом выслушивал его, но всегда поступал по-своему. Филипп соглашался; как говорится, в бутылку не лез.
Стихи более позднего периода ему иллюстрировал уже профессионал – художник Кононов, известный скульптор.
Между прочим, дома у Филиппа было немало картин наших местных живописцев и графиков, которые не только хранились в тумбочках и шкафах, но и украшали стены. С нескрываемой симпатией он относился (не считая Кононова) к Косте Прашковичу.
Сюжет, который сам себя создает
В этом контексте никак нельзя обойти стороной факт участия Филиппа в нашей коллективной картине «Не забывайте своих старых друзей», который, безусловно, разрушает представление обывателя о том, что поэт никогда ничего бы не нарисовал и что ему были не свойственны глубокие переживания и эмоции. Мол, в основе его текстов – юмор, шутки, сарказм и прочее.
Во всяком случае, нарисованное им на холсте пусть даже и упрощенное, почти схематичное сердце вполне может служить подтверждением, как минимум, существования тонких, трепетных эмоций и чувств по отношению к другим, даже совершенно незнакомым людям. Расценивайте мой реверанс в его сторону как хотите.
Дело было в первой декаде июля 2019 года, когда в гости к поэту с картиной нагрянул небольшой десант друзей-товарищей. В тот день Филипп стал нашим 55-м по счету рисовальщиком. Сегодня их уже 220.Не хочу никого обидеть, но его выразительное «Сердце» по сей день связывает воедино отдельные фрагменты общего, казалось бы, совершенно отсутствующего у картины сюжета.
Не забывайте своих старых друзей!