
Давайте познакомимся с нашей героиней поближе.
Наталье сейчас 66 лет. По основному образованию она педагог. В 1981-м году окончила факультет дошкольного воспитания Минского государственного пединститут им. Горького. Работала в педклассах преподавателем психологии, педагогики. Спустя восемь лет, после реорганизации таковых, Наталья пошла работать в детский сад методистом. Позже ушла в молодежный центр при горисполкоме психологом, работала на пульте на заводе РТИ, в социально-педагогическом центре, воспитателем в санатории им. Ленина. В санаторий Наталья пришла на замену декретного отпуска, но получилось так, что отработала там с 2001 по 2024 год. 10 лет была воспитателем, а потом плавно стала культорганизатором. Многие знают Наталью, как ведущую дискотек в санатории им. Ленина.
«Как только мама пошла на работу, я – за ткань и за ножницы»
А творчества было в жизни Наталья с самого детства.
– Моя мама, София Марковна Хаткевич, очень долго работала швеей на фабрике им. Дзержинского (потом «Славянка»), – рассказывает собеседница. – Она все себе сама шила и мне тоже. И я, глядя на нее, всегда хотела этому научиться. Отчетливо помню картинку из раннего детства (жили мы тогда в бараке на Урицкого). Я сижу у печки на коврике, мама что-то шьет рядом. Крышка от машинки – это у меня люлька для кукол. Я куклам что-то шью, а мама повторяет: «Не потеряй иголку, не потеряй иголку». А как только мама пошла на работу, я – за ткань и за ножницы. Сколько ткани перепортила! Потом вышла замуж, родились дети, с мужем вскоре расстались. Жили с мамой, и я могла себе позволить ходить по разным курсам. Закончила курсы кройки и шитья, курсы массажистов, курсы парикмахеров. И с тех пор себе все шью сама. Одно время занималась бисероплетением.
Также Наталья вязала, у нее был даже девиз такой «Ни дня без строчки!». Вязание у нее началось в 1980-х, с появлением дочери. Когда сидела с коляской на лавочке, училась орудовать спицами, так как без дела никогда не могла. Интернета тогда не было, училась Наталья по книгам. Вязала все, начиная от шапочек, рукавичек, заканчивая кофтами, платьями и гамашами.
«Внучка-дизайнер просила пошить ей разные сумочки к нарядам»
А сумочки в жизни Натальи появились года четыре назад.
– Поскольку я очень люблю шить, смотрела на YouTube, чем люди занимаются, – рассказывает собеседница. – Увидела сумочки, стала все это копировать, собирать в папку. Думаю, как-нибудь попробую. Сначала пошила обыкновенные кошелечки, косметички на замочке. Потом моя внучка Мария, которая училась на дизайнера, стала просить пошить ей разные сумочки к нарядам. А дочка говорит: «Ты Маше все делаешь, а мне!». Подруга увидела: «Ой, какая сумочка, пошей и мне такую на день рождения!». И так пошло-поехало.
Наталья создает сумочки на фермуаре (это перекрестная защелка). Такие когда-то широко использовались в дамских сумочках, а со временем остались лишь на клатчах да ридикюлях. Видимо, потому эта милая штучка, издающая звук «чик», создает эффект винтажности, навевает воспоминания о прошедших временах.
К фермуару пришивается нижняя деталь. Для ее создания Наталья использует самые разные ткани. Это может быть парча, замша, джинсовая ткань, хлопок, кожзам. Отдает предпочтение нарядным тканям, немного с блеском. Для декора использует кружево, стразы, термоаппликации, броши. В качестве аппликации может применять какие-то красивые детали от уже ненужных вещей или сделать декор своими руками, украшает изделия и декоративными строчками. Конечно, не обойтись при создании сумочек без специальной фурнитуры: фермуаров, полуколец, колец, цепочек, замков.
А еще мастерица плетет сумочки из полиэфирного шнура на пластиковой канве. Шила также сумки в стиле пэчворк – из множества маленьких кусочков.
Такни мастерица иногда покупает новые, также дает вторую жизнь ненужным уже вещам из своего гардероба или из магазина секонд-хенд, зачастую что-то отдают знакомые. Например, недавно одна приятельница подарила два метра нарядной парчи, которая у нее осталась от бабушки.
– Сама себя называю белкой, – смеется Наталья. – Я ничего не могу выбросить, а вдруг пригодится!
В качестве подкладки в своих изделиях мастерица обычно использует подложку под ламинат. Считает, что это лучший вариант: держит форму и в то же время мягкая. Иногда покупает подкладочную ткань. В самых нарядных вариантах для подкладки использует парчу.
Идеи своих сумочек мастерица порой черпает в интернете, но все чаще что-то придумывает сама.
– Берешь ткань в руки и в голове начинают рождаться изделия, – делится собеседница. – Да и на улице, в троллейбусе непроизвольно рассматриваю сумочки у людей в поисках интересных решений. Так как раньше, работая диджеем, прислушивалась повсюду к музыке: вот, ритм хороший, для танцев хорошо (улыбается). В творчестве есть большой плюс: мозги не застаиваются, это хорошая профилактика деменции!
Сама Наталья характеризует свои изделия, как «сумочки для особых случаев». Среди ее работ есть и повседневные варианты, но они все-равно отличаются изяществом и некой нарядностью. Такой аксессуар – вещь для настоящей леди, а леди выглядит подобающе в любой ситуации!
«Сумочка, которую я шила под заказ, обошлась покупательнице в 90 рублей»
Практически всю фурнитуру и декор мастерица заказывает на Wildberries. Правда, говорит, что там тоже все в последнее время дорожает.
Свои изделия Наталья, в основном, дарит родным, знакомым. Она совсем не против сделать свое увлечение хоть небольшой подработкой, но…
– Это для меня больной вопрос, потому что продавать я не умею, – говорит собеседница. – За все время продала только две сумочки. Одна из них была сделана под заказ.
Наталья зарегистрирована плательщиком профдохода. Рекламирует себя пока только на площадке объявлений Kufar. Планирует создать страницы в популярных соцсетях, надеется в этом деле на помощь внучки.
Участвовать в ярмарках Наталья хотела бы, но пока не получается: она смотрит за 100-летней мамой и не может надолго оставлять ту одну.
Вложения в творчество Натальи, по ее словам, немалые.
– Пусть иногда я использую ткани от вещей б/у, все-равно покупать нужно многое, – поясняет мастерица. – К примеру, вот этот фермуар, один из самых дешевых, стоит 12 рублей, цепочка эта – 10 рулей. Если я покупаю новую ткань, подкладку, кружева, клей, себестоимость такой сумочки будет 45 рублей без учета работы. Сумочка, которую я шила под заказ, обошлась покупательнице в 90 рублей. Могу подробно расписать вложения в нее: замша – 13.45, фермуар – 14.13, цепочка – 13.18, стразы – 11.00, термоаппликация – 12.00. Итого 63,85, не считая подкладки, уплотнителей, кружева. Работу свою я оценила в 30 рублей, потому что потрудиться пришлось изрядно.
В среднем изделия мастерицы стоят от 45 до 90 рублей, в зависимости от материала и трудозатрат.
Понятно, что пока занятие Натальи нельзя назвать не то что бизнесом, а даже подспорьем к пенсии. Сейчас это больше отдушина.
– Но мне очень нравится этим заниматься, – признается собеседница. – Мне иногда даже кажется, что я всю жизнь занималась не тем. Мое – это шитье и творчество.
Если вам интересно пообщаться с Натальей Гутор, вы можете позвонить ей по телефону: (+37544) 755-71-24 или написать в Viber.