Действительно ли количество пациентов с аутизмом неуклонно растет? Каковы причины этого заболевания? С этих вопросов и начался разговор с Вероникой Михайловной.
– Важно в начале уточнить, что аутизм – это не одно конкретное заболевание, а группа расстройств, входящих в так называемый автоматизм спектра нарушений развития. В научной литературе он описывается как расстройство развития, характеризующееся особенностями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченными или повторяющимися интересами и поведением. Обычно диагноз ставится после трех лет, и его проявления могут варьироваться от очень мягких до более выраженных. Некоторым детям с тяжелыми нарушениями диагноз могут поставить до 3 лет.
Да, количество поставленных диагнозов растет. В апреле 2025 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал обновленную статистику: расстройство аутистического спектра регистрируется у 1 ребенка из 31 (в возрасте 8 лет), причем у мальчиков в среднем в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Результаты исследований подтверждают: число поставленных диагнозов напрямую взаимосвязано с осведомленностью врачей о признаках заболевания, а также наличием процедуры скрининга и диагностики.
Что касается причин – это одна из самых сложных сторон этого заболевания. Различные данные указывают на генетические поломки, последствия внутриутробного повреждения плода и другие. Однако важно подчеркнуть, что аутизм не возникает из-за плохого воспитания или психологических причин. Нет связи между аутизмом и вакцинацией.
– Что же должно насторожить родителей, в какой период взросления ребенка нужно быть особенно внимательным к его поведению?
– Первые признаки аутизма могут проявляться уже в возрасте 6-12 месяцев. Наиболее распространенными ранними симптомами его могут быть:
Отсутствие или слабая выраженность реакции на имя. Первичная реакция малыша на имя формируется в возрасте 4 до 10 месяцев.
Отсутствие указательного жеста. Ребенок в возрасте 12-18 месяцев показывает пальцем на предметы, чтобы обратить внимание на них или на себя.
Недостаток или отсутствие зрительного контакта. Малыш редко смотрит в глаза собеседнику или совсем избегает этого. В возрасте 6 месяцев у ребенка уже сформирован зрительный контакт, к возрасту 1 год он становится более осознанным и продолжительным.
Отставание в речевом развитии, или повторение слов и предложений ни к делу (эхолалия). Некоторые дети начинают говорить позже сверстников, другие утрачивают ранее сформированные словесные навыки.
Стереотипное поведение у ребенка. Это может проявляться в форме повторяющихся движений: взмахи руками по типу «крылышек», раскачивания, или чрезмерной увлеченности специфическими предметами: колесиками, карандашами, кубиками.
Отсутствие внимания, заинтересованности во время общения с взрослыми и сверстниками. Ребенок должен проявлять интерес к другим детям, пытаться взаимодействовать с ними.
Резкая реакция на звуки: ребенок может пугаться простых звуков, закрывать руками уши.
Истерики, беспокойный сон с частыми пробуждениями.
Но, даже если родителями обнаружены все из перечисленных симптомов, не стоит бросаться в панику, потому что они являются признаками расстройства. Диагноз будет поставлен только после того, как специалистами раннего вмешательства, врачами-психиатрами будет проведено тестирование с использованием специальных опросников и шкал, которые определят оценку коммуникативных, социальных и поведенческих аспектов развития ребенка, что позволяет с высокой точностью определить наличие аутистического спектра или других форм задержки развития.
– Про детей с аутизмом часто говорят, что это «особенные дети». Чем эти особенности отличаются от типичного развития?
– Восприятие мира у детей с аутизмом часто отличается. Например, они могут быть очень чувствительными к звукам, свету, тактильным ощущениям. Для некоторых это становится источником дискомфорта или даже боли (гиперчувствительность), а для других – гипоактивность, то есть они игнорируют важные окружающие сигналы. Кроме того, дети с аутизмом зачастую имеют особенности в обработке визуальной информации, то есть могут фокусироваться на мелких деталях, игнорировать целостную картинку, что влияет на их понимание ситуации. Для них важна конкретика, а абстрактные понятия, юмор или сарказм могут быть недоступны или восприниматься буквально. Еще одна важная особенность – трудности с интерпретацией эмоций и мимики окружающих: ребенок может не понимать эмоционального состояния человека, может проявлять поверхностное или необычное поведение, что иногда воспринимается как стеснение или отстраненность. Также важно понимать, что для ребенка с аутизмом окружающий мир нередко кажется шумным, хаотичным и сложным. Это может вызывать стресс или агрессию, если он не получит поддержки и понимания.
– На какую поддержку может рассчитывать ребенок с таким заболеванием? Есть ли у него шанс на полноценную жизнь?
– Заболевание требует особого подхода к пациенту, внимания, поддержки и терапии, а она должна быть комплексной. В реабилитации используются специальные нейрокоррекционные программы, позволяющие развить социальные навыки, способность к коммуникации, улучшить сенсорные функции, речевую функцию, координацию движений. Медикаментозное лечение используется по четким медицинским показаниям под контролем врача-невролога или психиатра для проведения коррекции различных расстройств (агрессии, гиперактивности, расстройств сна, тревожности, эпилептических приступов и т.д). Также немалое значение имеют специально адаптированные программы образования, учитывающие особенности восприятия ребенка.
Важно также помнить: чем раньше начнется помощь, тем больше вероятности, что ребенок сможет адаптироваться и развиваться. Конечно, у каждого такого ребенка есть свои особенности, и некоторые трудности могут сохраняться. Но если поддержка специалистов и взрослых оказана вовремя, у ребенка будет возможность реализовать свой потенциал. Есть успешные истории, когда взрослые с аутизмом работают, учатся, начинают жить самостоятельно, имеют семьи и добиваются успехов.
– Спасибо вам за встречу, Вероника Михайловна.
PS. Если у вас остались вопросы к Веронике Дубровской, записаться к ней на прием можно по телефонам: +375(44)583-49-08; +375 (33)370-71-74; +375 (25) 500-38-79.
- Адрес медцентра: Могилев, переулок Комиссариатский, 29.
- Сайт медцентра «А Клиника»
- Инстаграм медцентра «А Клиника»
ООО «МЕДЭКС-МОГИЛЕВ» УНП 791070733