«Дочь перешла в 11 класс. Самое время подумать о том, что дальше. Не раз заговаривала с ней об этом, предлагала подумать если не о вузе (учится слабо), то о колледже или лицее, чтобы профессию получить. На все ответ один: я никуда не собираюсь, отстаньте от меня со своей учебой! Тогда, говорю, нужно подыскивать подходящую работу. Какая работа, говорит, я закончу вашу школу и буду просто отдыхать и оставь меня в покое! Как-то я не выдержала: значит, нужно искать мужа богатого, чтобы он тебя содержал. Ответ убил: замужество я вообще рассматривать не собираюсь! Я ее сама растила, с мужем разошлись, всегда много работала, казалось бы, есть пример перед глазами, но она считает, что главная ее миссия – просто отдыхать. Как мне с ней говорить? Может просто ждать, чем все закончится и не рвать себе нервы? (Марина)
На вопросы читательницы отвечает могилевский психолог Инга Лукашова:
– Уважаемая Марина! Я слышу вашу боль, ваше глубокое разочарование и, кажется, даже отчаяние, когда вы сталкиваетесь с таким ответом от своей дочери.Слышать от своего ребенка, что он не имеет никаких планов на будущее, да еще и так резко, когда вы всю жизнь показывали пример трудолюбия и ответственности – это очень фрустрирующе и истощающе. И вы правы, в этом вопросе вы не одиноки, многие родители сталкиваются с подобными трудностями в период окончания школы, и это действительно может быть серьезным испытанием.
Что может стоять за ответами дочери?

Прежде чем искать пути решения, важно понять, что слова вашей дочери «я никуда не собираюсь, отстаньте», «буду просто отдыхать», «замужество не рассматриваю» – это, скорее всего, не окончательные жизненные кредо, а выражение чего-то другого. Это может быть:
1. Страх и тревога. 11 класс – это огромный стресс. Страх перед неизвестностью, перед экзаменами, перед выбором, перед возможными ошибками или неудачами может быть настолько сильным, что психика выбирает полную блокировку и избегание. «Не думать об этом» – это защитная реакция.
2. Усталость и выгорание. Система образования давит, и к 11 классу многие подростки уже чувствуют себя выжатыми. Желание «просто отдыхать» может быть криком о необходимости передышки, а не о пожизненном безделье.
3. Поиск автономии и протест. Подростки стремятся к независимости. Ваша настойчивость, пусть и из лучших побуждений, может восприниматься как давление и попытка контроля, на которую дочь реагирует отторжением. Она хочет сама решать, что ей делать, даже если пока не знает что.
4. Отсутствие четких интересов или профориентации. Возможно, она действительно пока не нашла ничего, что ее бы по-настоящему увлекло и зажгло. В этом возрасте это нормально.
5. Непонимание последствий. Она может пока не осознавать в полной мере, что значит «просто отдыхать» без финансовой и бытовой самостоятельности.
Что НЕ стоит делать (или почему ваши текущие попытки могут быть неэффективны)
- Давить и шантажировать. Фразы вроде «ищи мужа богатого» хоть и сказаны от отчаяния, но могут быть восприняты как унижение и лишь усилят сопротивление.
- Сравнивать с собой или другими. «У меня был такой пример, а у тебя...» – это вызывает лишь чувство вины и неполноценности, но не мотивирует.
- Игнорировать. «Просто ждать, чем все закончится» – это рискованно, так как неготовность к взрослой жизни может привести к серьезным трудностям. Однако, и рвать себе нервы, продолжая делать то, что не работает, тоже не выход.
Что можно попробовать сделать

1. Снизьте градус напряжения. Перестаньте пока напрямую спрашивать «что дальше?» и «кем ты будешь?». Вместо этого, создайте более поддерживающую и менее напряженную атмосферу.
2. Слушайте без осуждения. Попробуйте поговорить с ней не о планах, а о ее чувствах. «Мне кажется, ты очень устала/тебе страшно/тебе надоели эти разговоры. Расскажи, что ты чувствуешь? Что для тебя сейчас самое сложное?»
3. Исследуйте её «хочу отдыхать». Что для нее значит «отдыхать»? Какие фильмы она смотрит, в какие игры играет, что читает, чем увлекается в свободное время? Возможно, за этим скрываются какие-то интересы или навыки, которые можно развить. Например, «отдыхать» может быть связано с творчеством, дизайном, блогерством, видеоиграми (где есть программирование, сюжет, стратегии) – все это может быть основой для будущей профессии.
4. Разговаривайте о реальности без осуждения:
- Финансовая грамотность. Начните ненавязчиво обсуждать бытовые траты, стоимость жизни, коммунальных услуг. «Слушай, а знаешь, сколько стоит вот это?» или «Нам нужно столько-то денег, чтобы оплатить то-то». Цель не запугать, а информировать.
- Ответственность: «Что нужно, чтобы обеспечивать себя?» «Как мы будем жить после школы, если не будет дохода?» Важно говорить это как о фактах, а не как об угрозах.
5. Предложите альтернативные пути исследования:
- Тесты на профориентацию. Не просто «подумай о профессии», а «давай пройдем интересный тест, который поможет понять твои склонности». Некоторые из них можно пройти онлайн.
- Пробные стажировки/волонтерство. Если есть возможность, пусть попробует себя в чем-то, что ей интересно, даже если это не связано с учебой. Бариста, продавец, помощник в приюте для животных. Это даст опыт и понимание того, как работает мир.
- Краткосрочные курсы. Может быть, ей интересен дизайн, программирование, иностранный язык, кулинария? Не вуз, а короткий курс, который может зажечь интерес и показать, что «учеба» – это не только школьные уроки.
6. Фокусируйтесь на навыках, а не на названиях профессий. Вместо «юрист» или «врач», спросите: «Что тебе нравится делать? Разбираться в сложных вещах? Общаться с людьми? Творить? Помогать?»
7. Привлекайте других взрослых. Иногда слова дяди, тети, старшего брата/сестры или семейного друга, которых она уважает, могут быть услышаны лучше, чем слова родителей.
8. Позаботьтесь о себе. Марина, ваше выгорание здесь очень опасно. Если вы будете на пределе, вы не сможете эффективно помочь дочери. Найдите способы справляться со стрессом, говорите о своих чувствах с близкими или с психологом.
А вот насчет «ждать, чем все закончится», то хотелось бы сказать, что полное бездействие нежелательно, но и чрезмерное давление контрпродуктивно. Ваша задача сейчас – быть опорой, создать условия для исследования и помочь дочери взять на себя ответственность за свой выбор, пусть даже это выбор «ничего не выбирать» на данном этапе, но с пониманием возможных последствий. Это сложно, но это путь к ее самостоятельности.