Могилевские «семидесятники» еще не забыли про то, что «саду цвесть!»

265
Евгений БУЛОВА. Фот о из архива автора
Я ждал, надеясь на то, что когда-либо это все-таки произойдет. Ну, не могло же ведь столь страстное, искреннее пожелание хорошего человека исчезнуть без следа. Это было бы в высшей степени несправедливо.

А Валик в это верил!

1990-е годы. Могилев. Визитка Валентина Михайлова.
1990-е годы. Могилев. Визитка Валентина Михайлова.

Некий туман вступительной части повествования во многом рассеивается сразу после ознакомления вот с этой, уже некоторым из вас знакомой, визиткой, которая хранится у меня почти три десятка лет: ее оставил мой старинный приятель, Валик Михайлов, который умер, дай Бог памяти, лет десять-двенадцать назад.

1970-е годы, Могилев. Валик Михайлов (с гитарой) на природе с друзьями.
1970-е годы, Могилев. Валик Михайлов (с гитарой) на природе с друзьями.

В конце восьмидесятых-начале девяностых Валентин, ранее известный своей неподдельной симпатией к субкультуре хиппи и восточной философии вознамерился принять самое непосредственное участие в превращении нашего города действительно в то, что и обозначено в его визитке. Царившая в те годы, мягко говоря, бытовая и моральная неустроенность вдохновить кого-то на попытку взяться за осуществление такого наивного тезиса вряд ли бы смогла. А Валик в это верил.

Однажды он даже сказал, что, если бы несколько тысяч человек просто взяли бы и написали (на листочке бумаги, на стене, на заборе) предложение: «Могилев – город счастья, радости, любви», то через какое-то время так бы и стало.

1970-е годы, Могилев. Валик Михайлов (второй слева) с товарищами по ММИ переходит Первомайскую в стиле «Abbey Road».
1970-е годы, Могилев. Валик Михайлов (второй слева) с товарищами по ММИ переходит Первомайскую в стиле «Abbey Road».

Фото с кратким комментарием

Отрадно, что своим энтузиазмом он все-таки смог зажечь не одно человека. Среди них и музыкант Володя Сумин (группы «Номер Люкс», «Bad Rules»), в то время 20-летний юноша, с особым интересом следивший, в частности, за живописным творчеством Михайлова: Валентин тогда активно писал натюрморты и пейзажи, которые реализовывал возле стадиона «Спартак». Страна по большей части жила по такому вот торгашескому призыву: «Все на продажу!».

1998-й год, Могилев. Стихийный рынок живописных работ у стадиона «Спартак». Слева – Вова Сумин.
1998-й год, Могилев. Стихийный рынок живописных работ у стадиона «Спартак». Слева – Вова Сумин.

Имея способности к изобразительному искусству, Вова даже в некоторой степени подражал ни о чем не догадывавшемуся «учителю» (царствие ему небесное!). А совсем недавно прислал мне фото написанного им пейзажа с кратким комментарием: «Наверное, это город радости и любви Валентина». Такая вот «обратка» из прошлой жизни. Спустя почти три десятка лет. И, вы знаете, кое-какие фрагменты этого незамысловатого рисунка кажутся до боли знакомыми.

Та самая картина Владимира Сумина по мотивам проекта Валентина Михайлова.
Та самая картина Владимира Сумина по мотивам проекта Валентина Михайлова.

Человеку нужен человек

Если честно, то я сам несколько раз порывался проиллюстрировать мечту Валика, но все время отказывался от этой затеи: хотелось, чтобы это был как бы человек со стороны. В свое время могилевский художник Юрий Нестерук откликнулся на просьбу изобразить моих ушедших в мир иной товарищей. А теперь вот совершенно «зеленый» самодеятельный живописец сделал нечто похожее. Но уже по своей инициативе, за что ему респект и уважуха.

Выступает группа «Bad Rules», на гитаре играет Владимир Сумин.
Выступает группа «Bad Rules», на гитаре играет Владимир Сумин.

К чему я это? Да все к тому, чтобы в очередной раз напомнить: при любом, даже самом циничном раскладе мы, так или иначе, находимся в определенной зависимости друг от друга. Мы нуждаемся друг в друге. Человеку ведь всегда нужен человек. От которого он зажигается и которого зажигает. Которого любит и которым любим. Дерево, камень или даже любимая собачка в качестве замены здесь не подойдут.

Но самое главное, чтобы посылы и помыслы от одного чела к другому были во благо света и добра. Во благо счастья, радости, любви. И тогда обязательно реализуется уверенность уже поэта-классика из давно позабытой эпохи: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». Думаю, суть сказанного (даже при некой архаичности формы) вам понятна.

«Цветы» Владимира Сумина, во многом напоминающие о примерно таких же работах Валентина Михайлова..
«Цветы» Владимира Сумина, во многом напоминающие о примерно таких же работах Валентина Михайлова..