
«На магазин понадеешься – голодным останешься…»
Лидия Васильевна, 68 лет, пенсионерка:
– Уже второй год будем без яблок, груш и вишен, потому что весь наш сад погиб от утренних заморозков. У нас дача в Сидоровичах – близко от Могилева, ездим и на день, и на два, если надо. Но сад не спасли. Так обидно: такие деревья уже хорошие – мы обновили сад лет пять тому, столько сил потрачено, а результата нет. А так яблони цвели – просто глаз невозможно было отвести! Душа пела! А что теперь? Муж и костры разводил, и невысокие деревья укрывал, и по всему саду ведра с водой расставлял каждую ночь, а толку? Цветы на деревьях стали коричневыми и опали. Муж так расстроился – ночь не спал. Успокаиваю его: будут помидоры, перцы, огурцы. Так и с ними еще не ясно, что будет. Рассада вытянулась, уже давно хочет в землю, а утренние заморозки не прекращаются. Посадили мы десять штук помидоров в парнике – они замерзли. Остальные на балконе – ждем, когда потеплеет. Если честно, устала уже, сил не хватает на дачу, на огород. Хотели в прошлом году только грядки делать, а картошку купить. Так на магазин понадеешься – голодным останешься: картошка сейчас 3-4 рубля, лук- 3-4 рубля за килограмм. С такими ценами как пенсионеру жить? Вот и сажаем опять и картошку, и помидоры, и фасоль. Привыкли на себя надеяться, так, наверное, и дальше будем жить.
«Я на жизнь не жалуюсь – сам во всем виноват…»
Владимир Леонидович, 59 лет, на пенсии по инвалидности (на костылях, без ноги):
– Дождался тепла, зелени, выхожу на улицу, гуляю по городу. Я и здоров был, не любил сидеть в квартире. Ногу ампутировали, потому что курил много. Говорили врачи, чтобы бросил, что курить вредно, но я не верил – все же вокруг курят. И случился никотиновый тромбоз – нога за несколько дней стала черной. Ампутировали ногу выше колена и переливание крови делали – несколько дней в реанимации лежал. Думал: все добегался. Спасли. Вот немного оклемался – и вновь стал в строй. Я и в магазин хожу, и в автобусах езжу. Есть и протез, но с ним неудобно, мне с костылями сподручней. Уже привык на трех ногах (смеется) ходить, и беспомощным себя не чувствую. Сам кому надо помогу. Я на жизнь не жалуюсь – сам во всем виноват. Поздно, правда, все понял. Но раз еще живу, еще хожу, значит, дали мне второй шанс.
«Стол в саду накрываем, песни военные поем, всех родных вспоминаем…»
Мила Яновна, 49 лет, юрист промышленного предприятия:
– Три выходных впереди – поедим в гости к родителям моим. Они живут в Чаусах в частном доме. Нужно и огород помочь посадить, и забор планировали покрасить, и шашлык сделать. Если, конечно, погода позволит. А 9 мая мы все собираемся у маминой старшей сестры – она живет рядом с Чаусами. Ей уже 87 лет, но еще крепенькая. Она одинокая, замуж не вышла – так вот сложилась судьба. Ухаживала за своими родителями до самой их смерти. И дедушка, и бабушка мои – участники войны. Дед воевал в пехоте, а бабушка была медсестрой. Их призвали в 1943 году, когда освободили Беларусь. Познакомились они на войне, потом поженились, прожили вместе 51 год. Мы, дети, внуки, собирались у них дома 9 мая: накрывали стол прямо в саду среди цветущих деревьев, песни военные пели, читали стихи про войну, про солдат, про победу. Бабушка нас конфетами угощала. Первым дедушка умер – болел после ранения. Через три года и бабушка ушла…
Уже больше двадцати лет их нет с нами, а мы все равно собираемся: стол в саду накрываем, песни военные поем, всех родных вспоминаем….