Картина маслом: «Если там дружба, то это хорошая картина»

462
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива
Могилевские «семидесятники» продолжают трудиться над коллективным живописным произведением.

19.04.2025. Могилев. Наша коллективная картина на Ленинской.
19.04.2025. Могилев. Наша коллективная картина на Ленинской.

Несколько дней назад я решил малость стряхнуть пыль с нашей коллективной картины «Не забывайте своих старых друзей», «выгуляв» ее на Ленинской.

Кто еще не в курсе, это такой обрамленный простецкой рамочкой холст, на котором могилевские «семидесятники» что-то рисуют. Так сказать, коллективный рисунок. Без какого-либо концептуального сюжета, на котором изображения перемежаются с текстом: не все ведь могут рисовать, оставить на картине надпись – для них проще.

Спокойный и уравновешенный

1980-е годы, Могилев. микрорайон Мир-2. Крайний справа – Зюзя.
1980-е годы, Могилев. микрорайон Мир-2. Крайний справа – Зюзя.

Признаюсь сразу: к «выгулу» меня подтолкнул весьма ощутимый недостаток в рисовальщиках за последнее время. Большинство из тех, кто неподалеку, извиняюсь, «под рукой», уже внесли свою лепту, другие – находятся далеко. И во времени, и в пространстве.

Самый последний «художник» – это Сережа, в молодости живший на Мир-2, который рисовал на холсте еще в марте этого года. Кличка Зюзя в некоторой степени не соответствует Сережиной впечатляющей физической силе. Как утверждает гитарист Валера Козлов, Зюзя, как минимум, в два раза сильнее среднестатистического мужчины. Но при этом очень тихий и спокойный. Не стремящийся даже в рукопожатии блеснуть крепостью пальцев кисти. У него – 217-й порядковый номер рисовальщика.

Март 2025, Могилев, Театральный сквер. Сергей за работой над картиной.
Март 2025, Могилев, Театральный сквер. Сергей за работой над картиной.

«Руки прочь от Вьетнама!»

Так вот, присел я, значит, неделю назад на лавочке с картиной напротив входа в учебный корпус университета имени Кулешова. И вдруг справа, у самого уха: «А вы что, во Вьетнаме воевали?».

Гляжу, рядом стоит плотный такой высокий мужчина, лет пятидесяти с лишним, неожиданно вынырнувший из подворотни. И, самое интересное, разглядывает нашу картину, а вопрос задает про мою бейсболку с надписью «Vietnam».

«Нет, – отвечаю, – во Вьетнаме я никогда не был, и уж, тем более, никогда не воевал. Но эта страна в годы моей молодости, на рубеже 60-70-х годов, когда Штаты вели там боевые действия, являлась своеобразным символом антивоенного движения во всем мире, которое нашло широкий выход, в частности, в рок-музыке. Группы «The Doors», «The Jimi Hendrix Experience», «Creedence Clearwater Revival» вам знакомы?».

«Знакомы, конечно, – кивает мужчина. – А картина не особо нравится. Что-то непонятное».

19.04.2025. Могилев. Наша коллективная картина на Ленинской.
19.04.2025. Могилев. Наша коллективная картина на Ленинской.

«Так она и не может нравиться, – говорю. – И даже не должна этого делать. Ведь ее рисует куча народа. Многие даже не знакомы друг с другом. Это, можно сказать, мои друзья. Во всяком случае, никак не враги. Тут особенность в концентрации определенных человеческих чувств и эмоций, определенных людей. Сложно объясняю?».

«Не-а, все ясно, – заключает зритель. – Если тут дружба, то это хорошая картина».

«Кофе на штаны не пролей»

«Сколько просите за живописный авангард?», – звучит вопросительная интонация из уст длинноволосого парня лет сорока, остановившегося подле меня с бумажным стаканом кофе в руке.

«Эта картина не продается ни за какие деньги», – отвечаю без раздумий.

«А что в ней особенного?», – хитро улыбается кофелюб.

Вижу, человек не особо спешит. Начинаю ему объяснять: что и как. Подробно. Даже с душещипательными подробностями, которых прилично подсобралось в процессе семи лет творчества. Мой рассказ производит впечатление на парня, глаза которого временами аж округляются.

«Смотри, кофе на штаны не пролей», – предостерегаю его.

«А если на картину прольется?» – спрашивает не лишенный чувства юмора парниша.

«На картину? Ничего страшного, она вытерпит! Тут несколько надписей чуть ли не кровью сделаны. Кофе – это мелочи жизни».

1970-е годы, студенты ММИ. Иных уж нет, а те далече…
1970-е годы, студенты ММИ. Иных уж нет, а те далече…

Метаморфозы никого не ждут

А вот следующий «клиент» оказался из числа моих хороших знакомых. Почти ровесник. Я уже даже приготовил для него фломастер. Однако дальнейшее развитие событий заставило меня пожалеть о намерении привлечь человека (имени не называю) в рисовальщики.

Окинув взглядом рисунок и выслушав, что от него требуется, мой знакомец тут же отрезал:

«Я по заказу не рисую!».

«Это не заказ, – опешил я. – Это, если угодно, дружеская просьба. Не хочешь, не рисуй, не надо. Просто посиди рядом, если хочешь».

Но человека уже «понесло». Он, размахивая руками, то и дело повторял, что никогда ни под чью дудку не плясал и не будет плясать. Что всегда жил по своим законам, что… Короче, время накладывает отпечатки на каждого из нас, метаморфозы происходят с людьми не только в книжках, но и в реальности. В том числе и со старыми друзьями. Один из которых так и удалился, даже не дав «пять» (это рукопожатие) на прощание. Ничего страшного, имеет право.

«Пэтэшники» свое дело знают

1977, Могилев. Сергей и Евгения Савицкие возле 2-го корпуса ММИ.
1977, Могилев. Сергей и Евгения Савицкие возле 2-го корпуса ММИ.

А вот Женя Савицкая, супруга моего хорошего товарища студенческих лет Сережи Савицкого, двумя днями позже без всяких проблем каллиграфически выписала на холсте короткую, но емкую фразу, адресованную друзьям-подругам: «Всех помню».

21.04.2025, Могилев. Евгения Савицкая с нашей картиной «Не забывайте своих старых друзей!».
21.04.2025, Могилев. Евгения Савицкая с нашей картиной «Не забывайте своих старых друзей!».

Евгения из нашего «пэтэшницкого» сектора представителей славной «машинки», так сказать – воспитанники Виктора Сергеевича Жарикова (царствие ему небесное!). Женя стала 218 «художником» картины. Спасибо ей за это!

1977 год, Могилев. Евгения Савицкая.
1977 год, Могилев. Евгения Савицкая.

Не забывайте своих старых друзей!