Пер Лашез и его «постояльцы»

Лет 25 тому назад Леня Палевич, тогда еще ведущий музыкально-развлекательной передачи на Могилевском областном радио, усиленно «тянул» меня в прямой эфир, чтобы я рассказал про свою поездку в Париж. Дело в том, что несколько дней из этого путешествия я посвятил кладбищу Пер Лашез, где покоятся многие знаменитости: Бальзак, Делакруа, Шопен, Уайльд, Мольер, Доде, Пруст, Элюар, Модильяни…
Правда, самого Леню, как человека, в свое время прилично погрузившегося в мир хиппи, больше всего интересовал Джим Моррисон, лидер группы «The Doors», ушедший в мир иной в возрасте 27 лет в Париже в 1971 году и похороненный именно на Пер Лашез. Палевич знал, что следам пребывания Моррисона во французской столице я посвятил большую часть времени. Но интервью мы по каким-то причинам постоянно переносили, а потом тема как-то сама собой заросла мхом.
К слову, Леня был небезразличен и к личности легендарной французской певицы Эдит Пиаф, которая с Парижем и Пер Лашез связана еще более прочно, нежели пришлый американец Моррисон. Да и некоторое время, проведенное мною в отеле (далеко не самого респектабельного свойства) на Монмартре, напротив дома, где какое-то время жила Эдит Пиаф, придавало повышенный интерес к ее персоне.
Потом Леня ушел с радио, перешел на другую работу, а в 2021 году он умер.
Шедевры киношного андеграунда

Совершенно случайно оказался недавно неподалеку от кладбища на Юбилейном, где похоронен мой товарищ. Решил навестить место его земного упокоения, на котором не был с момента похорон.
К неописуемой радости обнаружил, что на Лениной могиле стоит замечательный памятник, на котором Палевич как когда-то в далекой и необыкновенно волнующей сегодня молодости: улыбающийся, романтичный, симпатичный.
Сразу же вспомнил серию видеофильмов, снятых тогдашней могилевской хип-тусовкой, где Палевич был не на последних ролях. В прямом и переносном смыслах. Что же касается «видосов» – шедевры киношного андеграунда!
Эдит Пиаф в Могилеве?

А несколько дней назад, 24 марта, вдруг попадаю в наш драмтеатр на «мартконтактовский» моноспектакль «Это я – Эдит Пиаф». Ирина Джапакова (Вологодский драматический театр) просто не давала зрителям возможности перевести дух своей фантастической игрой. Бомбическая (в самом хорошем смысле этого молодежного термина) актриса! Эдит Пиаф, та самая, с парижского Монмартра и бульвара Клиши, у нас в городе.
Ожидал, что в спектакле будут звучать песни. Конечно же, думаю, фонограммы. Но тут – живое пение! Глядя на все происходящее на сцене, кажется, еще одно мгновение и артистка прямо в этом своем специфическом наряде выпорхнет со сцены в театральный скверик, а оттуда, растолкав собравшихся могилевских винильщиков-семидесятников – на Ленинскую. Дальше – поворот на проспект Мира в сторону Юбилейного, потом – снова направо, еще раз направо, на улицу Дарвина, мимо «Шале», минуя автозаправку…
Так это же вроде к Лене Палевичу… Стоп, думаю, надо свою фантазию немного приструнить. А то ведь это только язык до Киева доведет. Мысли могут затянуть и куда подальше.
И тут Эдит Пиаф (то есть, Ирина Джапакова) снова возвращает меня в притихший от таких чрезмерных эмоций зрительный зал своим неповторимым хитом «Non, je ne regrette rien» – «Нет, я не жалею ни о чем»:
«Нет, я не жалею ни о чём
Ни о добре, которое мне сделали,
Ни о зле, которое я испытала.
Мне все равно.
Нет, я не жалею ни о чём!
Потому что моя жизнь и мои радости
Сегодня начинаются с тобой».
Композиция прямо-таки в честь одного из пусть даже не самых влюбленных в творчество певицы жителя нашего города, ушедшего на вечный покой. Жителя, всегда мечтавшего о любви, о красоте окружающего нас мира, о торжестве добра над злом. Ну, получается, практически в честь каждого из нас, ведь так же? Спа-си-бо, Эдит Пиаф! Спа-си-бо, Ирина Джапакова!
Продолжение следует.