
Теймураза Николаевича, без преувеличения, можно назвать ветераном «Славянки»: на фабрике он работает уже более 40 лет, из них 32 является ее директором. На вопрос, какие изменения произошли за эти годы на предприятии, Теймураз Бочоришвили восклицает:
– Просто кардинальные! 32 года назад это было совсем другое предприятие. Тогда у нас было массовое производство плащей, мы даже считались монополистами в СССР по их выпуску. Ассортимент много раз менялся, дополнялся. Произошла существенная автоматизация производства. Важный момент: если раньше оборудование было японское и немецкое – дорогое и очень качественное, то сейчас по большей части мы покупаем китайское. Оно дешевое, по качеству уступает упомянутому, но уровень его постоянно растет. То китайское, что было 10 лет назад и сейчас – две больших разницы. Технологии шагнули далеко вперед. В современном мире, если ты осваиваешь новые технологии, то остаешься на рынке, если нет – просто идешь вниз.
***
Наша справка
Теймураз Бочоришвили родился в городе Рустави Грузинской СССР. В 1980 году окончил Гомельский государственный университет по специальности «Экономика труда».
На Бобруйской швейной фабрике им. Ф. Э. Дзержинского начал работать экономистом, затем начальником отдела снабжения, заместителем директора по коммерческим вопросам. В августе 1993 года на конференции трудового коллектива избран директором народной производственно-коммерческой фирмы «Славянка», которая в июне 2000 года была преобразована в открытое акционерное общество «Славянка».
«Выдавали зарплату чайниками, обувью, бельем»
– Теймураз Николаевич, для вас лично какой период работы на фабрике был самым сложным?
– Наверное, 90-е годы. Развал Союза, полный хаос, разгул преступности. Меня выбрали директором в 1993-м. Помню, в том году в Москве было убито 10 крупнейших банкиров. Был бардак с платежами, отсутствовали рынки сбыта. Мы работали по три дня в неделю, и кругом царил бартер. Мы меняли свою продукцию на все, у нас здесь был целый склад. Выдавали зарплату чайниками, обувью, бельем, продуктами. И в такое сложное, просто катастрофическое время народ Беларуси выбрал президентом Александра Григорьевича Лукашенко. Как ему удалось сохранить наше производство, не знаю. Потому что во многих соседних республиках многие текстильные, швейные предприятия просто исчезли. Где-то в 1998-м все стабилизировалось, а потом – российский кризис, и снова нас «отбросило». 2004-2006-е годы были очень сложными. Потому что Китаю Европа открыла дорогу. И все европейские заказчики сразу стали у нас сокращать заказы, а до того мы работали активно и с Германией, и с США. Выпускали больше миллиона единиц продукции за год, работали в двухсменном режиме. Сейчас максимально выпускаем полмиллиона, все цеха работают в односменном режиме, только подготовительный, раскройный и экспериментальный – в две смены. Вообще, за эти десятилетия мы все пережили несколько финансовых кризисов, в том числе мировой, а также эпидемии...
Экскурс в историю
Швейная фабрика им. Дзержинского была образована в 1930 году в результате объединения пяти артелей. Работало здесь около 200 человек, из них 70 не умели читать и писать. Основная часть работников были евреи. Работали в три смены. Сразу на фабрике начала издаваться и газета на двух языках – на белорусском и еврейском, которая называлась «На штурм».
Первое изделие, которое освоило предприятие – хлопчатобумажные штаны. Верхняя одежда появилась только 1937-м – в основном ее отшивали для работников железнодорожного транспорта.
К 1959-му «дзержинка» специализировалась на производстве плащей. Ее женский плащ из смесовой ткани был награжден бронзовой медалью на ВДНХ СССР. А вообще наград за качество продукции у фабрики за эти годы было немало, и лучшим предприятием по итогам работы ее признавали не раз.
«Нужно было спасать страну»
– А когда работалось наиболее спокойно?
– Пожалуй, с 2001-го по 2004-й годы. Тогда была стабилизация на рынках, мы работали успешно, освоили новый ассортимент – у нас хорошо развивалась пальтовая группа, курточная, возобновили производство платьев, блузок... Наверное, все в этой жизни развивается по спирали. Ты заходишь на эту вершину благополучия, а потом – раз, что-то происходит и – спад.
– Какие заказы за годы вашей работы вам запомнились?
– Наверное, медицинские маски. Начинали их шить еще в 2009-м, когда была эпидемия свиного гриппа. Многие уже не помнят те времена, а тоже была большая паника. Мы тогда пошили 900 тысяч штук масок. Этот опыт я вспомнил в 2020-м году, во время коронавируса, и предложил министру здравоохранения наши услуги. Ровно пять лет назад, в феврале, мы начали производить маски. За три месяца пошили более 12 миллионов штук. В тот период мы на 100 процентов работали на выпуске масок, халатов, бахил, не было ни одного гражданского ассортимента. Нужно было спасать страну. Это самый, наверное, запоминающийся момент.
«Очень большое влияние на нас оказывают маркетплейсы»
– В недавнем интервью вы говорили, что 2024-й год разделился для «Славянки» на две половины, и вторая явилась испытанием на прочность...
– Да, прошлый год получился сложным. Особенно трудно было осенью, мы просто не знали, что производить, потому что на рынках произошел коллапс. Сегодня очень большое влияние на нас оказывают маркетплейсы. С одной стороны, они увеличивают объем продаж. Но, насколько они увеличивают, настолько уменьшается объем продаж в обычной торговле. Понимаю, что люди активно пользуются интернет-торговлей, такие продажи имеют большие преимущества, но нужно, чтобы здесь были честные правила игры. Там поступают в продажу изделия немаркированные, с китайскими ярлыками, которые не прошли никакой стандартизации, не понятно вообще, как они попали в эту систему. И самое печальное, что никто с этим не борется.
Сегодня нас заставляют маркировать товары, появилась такая государственная система мониторинга товаров типа «Честный знак», которая позволяет отслеживать продукцию по всей цепочке: от производителя до конечного потребителя. Мы все это соблюдаем. А многих на маркетплейсах это не касается. В результате страдают серьезные производители и потребители. Ведь простой покупатель смотрит на внешний вид изделия и на цену, зачастую рискуя купить некачественный товар. Например, детские изделия у нас выпускаются в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, по которому сырье проходит проверку на гигроскопичность. воздухопроницаемость, устойчивость окраски, истирания, наличие формальдегидов, полкладка должна быть обязательно не полиэстер, и масса прочих требований.
«Славянка» сегодня – это:
* 11 цехов: 6 швейных, 2 раскройных, подготовительный, экспериментальный, комплектовочный;
* два филиала – в Кличеве и в поселке Глуша;
* около 1 000 работников, из них примерно 600 швей;
* 11 фирменных магазинов в республике, в том числе два – в Минске. Есть свой интернет-магазин и на некоторых маркетплейсах.
«Надеемся, что будет мир, и ситуация поменяется»
– Как сейчас дела на фабрике?
– Сейчас работаем стабильно, показатели положительные. Рентабельность продаж – около 10 процентов. Наша фирменная торговля показала за прошлый год хороший результат – рост товарооборота на 149 процентов. Это говорит о том, что мы предлагаем товар, который пользуется спросом. Средняя зарплата по предприятию в декабре – 1 670 рублей. Мы надеемся, что сможем платить людям еще более достойную зарплату.
– Ваши рынки сбыта сегодня – это..?
– Беларусь и Россия, примерно 50 на 50. В этом году еще удалось выйти на рынок Казахстана, туда отправляем школьный ассортимент. Все страны Запада, Европы сейчас, увы, с нами прекратили работу. Особенно обидно, что с Финляндией пока не можем сотрудничать – мы работали с ними 21 год! Они говорят, что хотят с нами работать и дальше, но пока там строгие ограничения. С Польшей неплохо сотрудничали. Надеемся, что будет мир, и ситуация поменяется.
– Что «Славянка» сегодня выпускает?
– Пальто, куртки составляют около половины ассортимента, костюмы, летняя одежда и брюки – по 10 процентов, школьная одежда – около 20-ти. Сейчас наш «конек» – куртки с подогревом, они продаются круглогодично. За прошлый год продали таких более двух тысяч. Недавно поставили пробную партию в Россию, в Москву. Я был там на выставке, заезжал специально в магазин, продавцы говорят, что у москвичей большой интерес к этой продукции. Эту тему будем дальше развивать. Тем более, что мы – единственные в Беларуси, кто это сумел сертифицировать, три месяца на это понадобилось. Это и имидж нашего предприятия, и реклама.
– Был ли успешным этот зимний сезон? Над чем работаете сейчас?
– Хотелось бы лучше. В этом году зима-злодейка спутала все карты: декабрь-январь были теплыми, а в феврале похолодало. Но никто ж не покупает накануне весны теплую одежду. Надеемся, что весна будет более «правильной», и нам удастся выполнить план продаж. Сейчас уже работаем над новым школьным ассортиментом, выполняем заказы магазина «Детский мир». Это 59 магазинов, в них будем поставлять продукцию в этом году. Сеть серьезная, хотим, чтобы все было достойно.
«Дефицит кадров есть, но ситуация не катастрофична»
– Испытывает ли «Славянка» дефицит кадров?
– Да, есть. Коэффициент текучести кадров на нашем предприятии за прошлый год составил 9,7 процента. Это не катастрофично, но все же огорчает, что люди уходят. Их перетягивают у нас небольшие швейные производства, которых сейчас много и в нашем городе. Они обещают людям «золотые горы», дают более свободный режим посещения. Мы не можем себе этого позволить, у нас дисциплина, охрана труда, пропускной режим, медицинское страхование. Конкуренция на рынке труда сейчас большая. Как решаем вопрос? Прежде всего, за счет получения молодых кадров из нашего технологического колледжа. Это кузница кадров, хорошее заведение, многие выпускники которого адаптируются к нашему производству и остаются. Иностранцев на работу не приглашаем, потому что за них надо отвечать.
«Только ее и ношу, не могу иначе»
– Теймураз Николаевич, вы на улице можете заметить человека в одежде от «Славянки»? Какие чувства при этом испытываете?
– Да, я всегда узнаю нашу одежду. Испытываю гордость, конечно. Спасибо тем, кто является нашим покупателем, кто приходит в наши магазины. Будем работать для вас и дальше!
– А сами носите одежду от «Славянки»?
– Конечно, только ее и ношу, не могу иначе. Она мне нравится, она соответствует времени.
– Готовы встретить на «Славянке» и ее 100-летний юбилей?
– Пока наши работники мне доверяют, буду работать. А там уже – как Бог даст.
***
Кстати
Свой 95-летний юбилей ОАО «Славянка», по словам директора, будет праздновать в июне, на День легкой промышленности, «когда будут более благоприятные условия для проведения различных мероприятий. Планируем конкурсы проводить, выявлять лучших работников. Издаем книгу к 95-летию предприятия, в ней будет информация о каждом работнике».