В Могилеве на пешеходной Ленинской вчера, 4 февраля, открыли масштабный Еврейский центр. В народе его еще во время строительства нарекли «синагогой», что недалеко от истины…
Это торжественное открытие и натолкнуло нас на рассказ о могилевской синагоге, о которой мало кто знает. Находилась она неподалеку от нынешнего Еврейского центра и почти как век уже не существует. Точнее облик и, можно сказать, душа Купеческой синагоги (так ее называли) в этих стенах остались, но служит историческое строение совсем другим целям… Здесь, в Пожарном переулке (прежде Почтовый переулок), в наше время оттачивают хуки и апперкоты могилевские боксеры.
Перенесемся в XIX столетие
Вот представьте: по Ветренной или, если вам угодно, Большой Садовой (сейчас это Ленинская улица) неторопливой походкой прогуливаются модно одетые господа с тросточками в руках. Дамы же в светлых длинных платьях из-под широкополых шляпок стреляют в этих господ глазками. Под неодобрительные возгласы нянюшек по мощеной улице носятся мальчишки в матросских костюмчиках, а гувернантки еле поспевают за юными ангелоподобными барышнями. Спешат по своим делам приказчики, суетятся купцы…
Но стоит завернуть за угол – в Почтовый переулок – как становится куда тише. Хотя и здесь кипит жизнь: вот дом Стаховского, затем Вильчинского, с чьего двора видна типография Клаза. Далее дом Гисина, где расположились переплетная мастерская и чертежное бюро. В переулке высится дом Махавера с пищебумажным и галантерейным магазинами (информация о домах в Почтовом переулке взята из «Истории Могилевского еврейства» А.Литина и И.Шендерович – прим. авт.).
Но что это за шум? Куда так споро направляется стайка черноволосых и рыжих горластых ребятишек? А вслед за ними целыми кланами шествуют взрослые: чистые, важные, наряженные в лучшие свои одежды…
Ага, ясно – в Купеческую синагогу, место притяжения для многих могилевских евреев.
О купцах и Купеческой синагоге
Именно так, как описано выше, автор этих строк себе рисует Могилев полуторавековой давности. Но, возможно, все было совсем иначе…
Ведь даже сроки постройки сохранившегося здания Купеческой синагоги в Пожарном переулке точно никто не знает. По мнению специалистов, оно было возведено именно как синагога в конце XIX – начале XX века.
По данным книги «Опыт описания Могилевской губернии» авторства самого известного губернатора нашего края Александра Дембовецкого, в 1867 году в Могилеве имелось 35 синагог и 1100 еврейских магазинов, а из общего количества населения города 40 536 (20735 мужчин, 19801 женщин) евреев официально насчитывалось 17 038 (8499 мужчин, 8539 женщин). Практически вся торговля в нашем городе находилась в еврейских руках.
И снова из книги Дембовецкого: «Все магазины и лавки, за ничтожным исключением, и все рынки – еврейские. Все менялы евреи… Большая часть резников и торговцев мясом и бакалейными товарами – евреи. Торговля дичью и рыбой в руках одних евреев; продажею красных, пушных, москательных товаров занимаются только евреи. Сахар, масло, нефть, смола – все у них. Торговцы лошадьми – только евреи. Словом, все, что имеет связь с торговлей, все находится в еврейских руках».
Поэтому ничего удивительного, что в центре Могилева появилась эта самая Купеческая синагога. Как говорится, даже по статусу торговцам было положено… Из названия можно заключить, что Купеческая синагога служила для сборов и молений именно городского купечества. Хотя совсем-совсем рядом (в наше время это Ленинская, 25, где спортивная школа – прим. авт.) располагался «конкурент»: синагога Цукермана (еще раньше это была резиденция католического епископа Богуш-Сестренцевича – прим. авт.).
Увы, нет данных о том, кто служил раввином в Купеческой синагоге (или, может, раввинов за время ее существования было несколько?), об известных евреях-прихожанах, о незабываемых встречах и внутренних интригах, которые здесь тоже наверняка случались. Обо всем этом можно только фантазировать.
Впрочем, наверняка в небедной Купеческой синагоге проповедовали и приезжие раввины. Как пишут в «Истории Могилевского еврейства» Александр Литин и Ида Шендерович, «иногда Могилев посещали знаменитые раввины, переезжавшие из города в город с проповедями. Около дома, где поселялся такой учитель, толпами собирались евреи. Они жадно ловили каждое его слово, угождали во всем. Проповеди на долгое время попадали в центр дискуссий, которые разворачивались по вечерам и праздничным дням в каждой синагоге и молитвенном доме. Добровольцы охраняли покой проповедника даже ночью, стоя на улице и наказывая прохожим вести себя тихо. В такие дни организовывались внеочередные сборы пожертвований на нужды бродячего раввина…».
Конец одной эпохи, начало следующей
Думается, для многих могилевских евреев закрытие Купеческой синагоги можно охарактеризовать именно как «конец эпохи».
Как известно, на 30-е годы XX столетия пришелся всплеск антирелигиозной советской политики. Именно тогда, с завершением так называемой «антирелигиозной пятилетки», к 1937 году на всех молитвенных домах в СССР было приказано поставить жирную точку. И надо сказать, что в целом местные могилевские власти с задачей справились. По сообщению горкома партии, в октябре 1937 года в Могилеве осталось 3 действующих синагоги (для сравнения: 1 января 1930 года в Могилеве продолжало действовать 30 синагог). Но и судьба этой последней «птицы-тройки» была предрешена…
С Купеческой синагогой верующие евреи распрощались еще раньше – в 1930 году. Ее закрытием удовлетворили прошение пролетариев. Здание синагоги было передано под клуб безработных. Но хоть не уничтожено – и на том спасибо.
С тех пор чего только бывшая синагога не повидала… И профсоюзных деятелей, и спортсменов, и красноармейцев, и бездомных горожан, и даже фашистов (некоторое время в годы Великой Отечественной войны здесь располагались немцы – сохранилось фото, как немецкий военнослужащий вольготно стоит в дверном проеме).
Очередная страница истории для культового строения началась в 1946 году: полуразрушенное войной здание бывшей синагоги перешло добровольному спортивному обществу «Спартак». Именно они, спортсмены, впоследствии здание и восстановили.
Бокс с историей
Я буквально на минутку, чтобы сделать несколько фотографий, заглянула в Могилевскую областную специализированную детско-юношеская школу олимпийского резерва профсоюзов «Спартак-35» по Пожарному переулку, 21 (это и есть бывшее здание Купеческой синагоги – прим. авт.) А осталась здесь на полчаса, и все благодаря заместителю директора Оксане Филипповой. Спасибо ей огромное за внеплановую экскурсию!
– В нашем кабинете сидел раввин, – показывает довольно компактное помещение на втором этаже Оксана Валерьевна. – Рядом – женский молельный зал. Внизу, на первом этаже – мужской. Там ребята сейчас боксируют…
И правда, два боксера, ни капли не смущаясь камеры, дрались на ринге в огромном зале с арочными окнами.
– Вы заметили, что в здании сохранена архитектура синагоги? Те же аркообразные окна, к примеру? А что-то достроено по аналогичному принципу, – продолжает рассказ собеседница.
Как выяснилось, после войны от Купеческой синагоги осталась «рожки да ножки». Оксана Филиппова показывает мне старые советские документы, где говорится, что «сохранилась только коробка без чердачного перекрытия и кровли, отсутствовали оконные и дверные блоки, полы, центральное отопление, освещение, канализация и водопровод»
Восстанавливали здание, что называется, всем могилевским спортивным миром. Цитата из сохранившейся с тех лет справки: «Восстановление Дома физкультуры проводилось народной стройкой, силами спортсменов и работников ДСО «Спартак». Они в выходные дни и в период отпусков, бесплатно, работали по восстановлению спортсооружения».
– Кстати сказать, в подсобном помещении, где сейчас раздевалки и комната дежурной, проживали две семьи. Спали, готовили, печку топили… Их позже расселили, – выдает новые факты Оксана Валерьевна.
А разместившееся в экс-синагоге добровольное общество «Спартак» в середине XX века фактически стало флагманом спорта в Могилеве. Это первый объект спортивно-массовой направленности в городе. Еще не было одноименного стадиона, не было никаких серьезных спортивных объектов, а здесь уже культивировалось более десяти различных видов спорта, в том числе тяжелая атлетика и спортивная гимнастике.
Уже позднее был оборудован специализированный зал бокса, где тренировалась сборная СССР по боксу, в сборах принимала участие сборная Кубы. Учил ребят боксировать в этих стенах и прославленный Костя Дзю. Да и сейчас воспитанники «Спартака-35» уверенно заявляют о себе на различных соревнованиях – от победных кубков на полках рябит в глазах.
Что касается исторической памяти, то в спортшколе не забывают о прошлом. Так, в 2019 году своими силами здесь подготовили паспорт материальной историко-культурной ценности: теперь на стене здания висит шильда, напоминающая о Купеческой синагоге XIX века.
– Мы дружим с еврейской общиной. Они приходят к нам, на экскурсии приезжают – мы всегда с радостью всех принимаем, – резюмирует Оксана Филиппова. – Очень хочется, чтобы не только евреи знали о нашем легендарном здании, о Купеческой синагоге, но и рядовые горожане.