Резьбой по дереву Андрей Гончаренко занимается более 30 лет.
– Толчком стали проблемные 90-е, когда полки магазинов опустели. Для личных нужд мастерил разделочные доски, шкафчики, полочки. На них был спрос, что давало возможность заработать на жизнь, когда, случалось, задерживали выплату зарплаты, – вспоминает мастер.
Родом Андрей Гончаренко из красивой деревушки Яновка Краснопольского района. В детстве он мечтал стать библиотекарем – очень любил читать. Но его переубедили многоопытные взрослые: зарплата библиотекаря – 60 рублей, а учителя – 70, а он тоже все время с книгами.
Сегодня Андрей признается, что тогда эти 10 рублей и перетянули чашу весов в сторону педагогики – и он поступил в Оршанское педучилище. Нет, ни о чем сегодня он не жалеет, напротив, свою миссию как раз видит в том, чтобы в каждом ребенке, с котором его связывает судьба, рассмотреть потенциал, скрытые возможности и способности, и настроить юное создание на путь их развития, что, возможно, и определит его будущее. Потому что ему в детстве не посчастливилось встретить такого человека.
– Я любил рисовать, и получалось вроде неплохо, нужно было больше заниматься, учиться у профессионалов, но никто не подсказал, в кружок рисования не завел. Поэтому я сегодня рисовать не умею, – откровенничает Андрей.
И вспоминает, как во время учебы в педучилище увлекся обработкой древесины – была такая дисциплина. Случилось – руку сломал, так он тайком снимал гипс, чтобы поработать в мастерских.
Распределился после учебы в Краснополье – в школу учителем черчения и труда. Там же продолжил заниматься обработкой древесины.
– Делал стулья, лавки, табуретки, чему учил и своих учеников. Занялся возрождением белорусской деревянной механической игрушки.
С удовольствием брался за создание работ из корней деревьев, капа, сувели (наросты на деревьях): рассмотреть там птицу, зверя или элемент растения – своеобразное таинство. К тому же это неповторимая природная красота текстуры и прочность, что дает возможность делать уникальные интерьерные работы, – рассказывает мастер.
И, наверное, он оставался бы сначала педагогом, а потом резчиком по дереву, если бы 10 лет тому не принял предложение поработать в Доме ремесел.
– Открылись совсем иные возможности и перспективы: начал ездить на фестивали и ярмарки по стране и за ее пределами, знакомиться с именитыми мастерами, подсматривать за тем, как они обрабатывают древесину, прислушиваться к их советам и предложениям. И в моей жизни появилась деревянная скульптура. Хорошо помню свой первый пленэр в Шклове: волнение зашкаливало, потому что рядом признанные мастера. Познакомился там с резчиками по дереву Василем Силковым и Валерием Козловым. Они поддерживали, помогали, подсказывали, делились инструментом. И все получилось неплохо. Хотя я до этого никогда не делал скульптуры бензопилой, – откровенничает Андрей.
Потом были пленэры в Мстиславле, Смоленске, местные лесхозы традиционно устраивают конкурсы по изготовлению деревянных парковых скульптур, в которых резчик постоянно принимает участие. А 4 года тому Андрей впервые принял приглашение принять участие в международном пленэре, который проходил на Алтае. И сразу успех – его скульптура под названием «Своя ноша не тянет» заняла 3 место.
– Да, скульптура – это сложнее, чем домашняя утварь, игрушки, к тому же она имеет свои законы создания, но именно это и притягивает, ведь высеченный сюжет – это возможность рассказать про свои переживания, про свое виденье добра и зла. А если получается все так, как задумывал, да еще и коллеги и зрители, глядя на скульптуру, понимают мою идею, испытываю невероятное счастье, – признается мастер.
И сразу же конкретизирует:
– Я все еще подмастерье среди тех, кто занимается созданием скульптур, потому что продолжаю учиться, искать свой почерк, да и признание себя мастером, уверен, тормозит движение вперед, а без него нет развития ремесла.
В 2024 году Андрей тоже был на международном пленэре «Алтай. Притяжение». В этот раз работал над скульптурой по рассказу Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Еще одно любимое направление творчества Андрея Васильевича – создание скульптур языческих богов, мифических и сказочных героев. Находит время и для работ прикладного характера – на них есть спрос на ярмарках.
– Работаю в мастерской ежедневно: как правило, с 5 до 7 утра перед уроками, а также вечером – с 17.00 до 19.00, если не увлекусь чем-то особенным, из-за чего могу и до полуночи строгать, полировать или красить. Звание Народный мастер дает возможность заготавливать сырье в лесу для работы бесплатно. Перешел на уплату налога на профессиональную деятельность. То есть определенные льготы у меня есть, но не могу сказать, что ремесло дает возможность хорошо зарабатывать, так – приработок небольшой, – рассказывает мастер.
Именно поэтому он не может всего себя посвятить работе с деревом.
– Художественная обработка древесины – одно из древнейших белорусских ремесел. В том числе создание деревянной скульптуры. Чтобы сохранить сложившиеся традиции, например, в создании деревянной игрушки, или той же скульптуры, желательно проводить тематические фестивали и пленэры. Хотелось бы, чтобы такие были и в нашем регионе, и чтобы проводились регулярно – была бы возможность себя показать и других просмотреть. Созданные мастерами-резчиками работы украшали бы наши парки и скверы, – предлагает мастер.
Стоимость работ Андрея Гончаренко.
Деревянная домашняя утварь – от 20 до 100 руб.
Скульптуры для декора – от 25 до 120 руб.
Скульптуры парковые – цена будет зависеть от сложности и размеров.
Увидеть работы Андрея Гончаренко можно на его страничке в Инстаграме. А будут вопросы, мастер готов ответить на них по тел. +375-29-163-98-78.