Легенда Могилевского лицея и Народный учитель Беларуси Валерий Барашков – о детстве, работе и жизни

187
Ольга МАКСИМОВА. Фото из личного архива Валерия Барашкова
Ровно девять лет назад, зимой, впервые в истории нашей страны было присуждено звание «Народный учитель Беларуси». И присуждено кому? Нашему земляку, любимому педагогу для огромного количества нынешних и бывших лицеистов – учителю физики Могилевского областного лицея № 1 Валерию Барашкову.
2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков.
2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков.

Лирическое отступление

Автор этих строк сама училась в лицее, но физику у меня вел не Валерий Васильевич (у моего филфака тоже был найкрутейший педагог Александр Леонидович Сакович, который понимал, что гуманитариям его наука – пятое колесо в телеге: строго не спрашивал, но старался заинтересовать). Так вот, Барашков у нас иногда заменял. И это было шоу! В хорошем смысле слова.

2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков на перемене поет своим ученикам.
2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков на перемене поет своим ученикам.

Мог взобраться на парту и вести оттуда урок, мог затеять игру, мог музицировать с нами… В общем, всегда что-то неожиданное. Казалось бы, ну чужой класс, чистые лирики. Зачем стараться? Для чего что-то придумывать? Но нет, он ни разу не профилонил: выкладывался, словно это последнее занятие в его жизни. Поэтому со 100-процентной уверенностью могу сказать: Валерий Васильевич Барашков уже тогда был в лицее всеобщим «народным учителем». Он это звание заслуживает, как никто!

«Такого тихони, как ваш сын, я еще не видела!»

1950-е гг. Могилевская область, Чаусский район. Маленький Валера с родителями.
1950-е гг. Могилевская область, Чаусский район. Маленький Валера с родителями.

Родом педагог из Чаусского района, деревни Петуховка Антоновского сельсовета. Но своей малой родиной считает непосредственно сами Чаусы – там прошло почти все его детство. Сегодня, правда, в районном центре бывает не часто. Зато когда приезжает, вновь будто бы превращается в непоседливого мальчишку: обожает ходить босиком по траве у родного дома, обязательно навещает Басю. Некогда рыбная и полноводная, сейчас речка обмельчала. Да разве же можно повернуть время вспять или хотя бы притормозить его? Ответ на этот вопрос Валерию Васильевичу, как физику, известен лучше, чем кому-либо еще. Однако он не унывает: любит жизнь и не устает подзаряжать своим оптимизмом окружающих.

1950-е гг. Могилевская область, Чаусский район. Первоклассник Валерий Барашков.
1950-е гг. Могилевская область, Чаусский район. Первоклассник Валерий Барашков.

– Помню, как на самом первом родительском собрании моя классная руководительница сказала маме: «За весь свой трудовой стаж такого тихони, как ваш сын, я еще не видела!», – рассказывает именитый учитель. – Я действительно первые полгода учебы был на удивление спокойным ребенком. Зато потом давал дрозда будь здоров! Уверен, дети, особенно мальчики, должны на переменках выбегаться, выпустить пар – тогда на уроках они будут более внимательными. Лицеистам всегда в этом плане предоставляю свободу. Не то, что я слишком добренький, просто стараюсь соблюдать баланс.

Когда обычной системы оценок не хватает

Строгость и принципиальность, понятное дело, Валерий Васильевич по случаю тоже проявляет. Лепит без сожаления двойки за смартфоны на занятиях. Если договаривались не пользоваться гаджетами – нечего хитрить!

– Ребята через день о плохих отметках забывают – к тому же, ставлю их, как правило, в личный журнал. А я неделю после этого хожу и переживаю…

2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков на уроке.
2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков на уроке.

Бывает же и так: Барашков, как магнит, аккумулирует вокруг себя таланты, способности и старания которых ни в какую оценочную систему и вовсе не вмещаются. Еще в старое доброе пятибалльное время наш герой двум воспитанникам-физматовцам в журнал без лишних колебаний поставил «семерки». Эти мальчишки умудрялись решать настолько затейливые задачи, что под силу не каждому доценту! Наставник не ошибся: спустя время один из одаренных подростков стал золотым призером Международной олимпиады по физике, второй – серебряным. Сейчас они мегауспешные люди, каждый в своей сфере.

2000-е гг. Могилев, территория областного лицея №1. Празднует на улице с лицеистами проведение контрольной.
2000-е гг. Могилев, территория областного лицея №1. Празднует на улице с лицеистами проведение контрольной.

Впрочем, среди лицейских воспитанников педагога – целая армия победителей-олимпиадников разного уровня; некоторые из них уже сделали себе имя в науке, другие – в большом бизнесе. Но главное, считает Валерий Васильевич, не это. А то, что выпускники лицейского физмата – одна большая семья.

– Есть такие, что чуть ли не целым классом работают в отдельной фирме, малышей друг друга нянчат и меня, спасибо, не забывают. Как-то проходил вечер встреч. Собрались ребята из класса, где учился 21 человек, 18 из которых – медалисты. Никто из них не курит, не пьет, бранные слова не употребляет. Люди интеллигентнейшие! Они другой мир создают!

Шах и мат

Конец 1960-х - начало 1970-х гг. Могилевская область, Чаусский район. С отцом Василием Азаровичем.
Конец 1960-х - начало 1970-х гг. Могилевская область, Чаусский район. С отцом Василием Азаровичем.

Сам же будущий народный учитель Беларуси, учась в Чаусской средней школе № 2, тоже нередко блистал, особенно в точных науках.

– Скажем, по математике всегда имел «пятерки» и мне это ничего не стоило, хорошо работала соображалка. В восьмом классе все изменилось – к нам пришла потрясающий математик Диана Константиновна Алейникова. Вот тут я начал приносить домой «тройки». Понял: надо садиться и пахать, одних лишь природных данных недостаточно. Через короткое время – вновь выбился по своему любимому предмету в отличники, начал участвовать в олимпиадах.

Развитию аналитического мышления способствовало и внешкольное увлечение – шахматы. Научил юного Валеру «игре королей» майор-отставник, а спустя пару недель он не мог выиграть у, казалось бы, зеленого пацана ни одной партии! Барашков перелопатил всю районную библиотеку по этой теме, просиживал над клетчатой доской с группкой ровесников-единомышленников дни и ночи.

1980-е гг. Могилевская область, Чаусский район. Встреча одноклассников. Валерий Барашков - второй справа в нижнем ряду.
1980-е гг. Могилевская область, Чаусский район. Встреча одноклассников. Валерий Барашков - второй справа в нижнем ряду.

– В итоге, команда Чаусского района заняла на областных соревнованиях по шахматам третье место, чуть «не колупнув» Могилев и Бобруйск, – не без удовольствия вспоминает собеседник. – А уже начав преподавать в Осиновской средней школе, я стал бронзовым призером первенства БССР по переписке. Почти ежедневно получал ворох открыток с шахматными ходами от таких же энтузиастов, как я, и тут же отсылал им ответы. Сельчанки у меня все интересовались: «Чего это ты так часто ходишь на почту?» А я им в пику: «Вы же не спрашиваете у других мужиков, зачем они постоянно бегают в магазин?!» Каждому, как говорится, свое.

Сегодня в шахматы Валерий Васильевич больше не играет: говорит, не до этого. О футболе и хоккее – еще одних детских хобби – тоже позабыл. А вот рыбку половить или в грибы сходить, как это частенько бывало на малой родине, – всегда пожалуйста! Да и гитара – институтская страсть (герой материала даже играл на ней в эстрадном ансамбле) – периодически извлекается на белый свет из шкафа, что находится в знаменитой «барашковской подсобке» в лицее. Но о ней следует рассказать отдельно.

Полезный ералаш

Чего здесь, в небольшой комнатушке при кабинете физики, только нет! Связанные веревочкой втулки от обоев, разноцветные палочки чупа-чупсов, какие-то немыслимые железяки, старые компьютерные дискеты, разряженные батарейки, пробки от бутылок, сломанные смартфоны и много чего еще.

– Да, в этом месте можно найти все, – констатирует Валерий Барашков. – Собираю, как Плюшкин, и ничего не выкидываю. А потом создаю с детьми полезные поделки, чтобы использовать их на своих уроках. Знаете, какие красивые задачи получаются?

Педагог двумя руками за наглядность. Визуально, мол, самые сложные физические понятия можно объяснить ребятне доступно. Да и вообще, Валерий Васильевич противник рутины, каких-либо стандартных подходов в обучении. Если ребенку, допустим, дали сборник, по которому тот без проблем решает десять из десяти задач, то этот сборник – в урну! Если ни одной задачи – аналогично. Ситуации и успеха, и преодоления трудностей обязательно нужны.

2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков.
2010-е гг. Могилев, областной лицей №1. Валерий Барашков.

Кроме того, во время интервью наш герой неоднократно повторял, что современным педагогам крайне необходимо знание не просто психологии, а нейропсихологии. Не удивительно, что в той самой небольшой ералаш-комнатке вперемежку с различными вещицами можно найти уйму научной литературы: от книг Эрвина Шредингера до трудов Андрея Курпатова. Многие из них своему любимому учителю по физике дарят лицеисты: ведь с ним обсуждать ту или иную тему – одно удовольствие! Барашков, в отличие от большинства взрослых, с детьми говорит на равных. Он учит их, а они учат его, убежден наш герой.

– Интересно, а для реальной жизни – не только для уроков, из всего этого скарба что-нибудь собрать можно? – спрашиваю я, гуляя по «барашковской подсобке».

– А как же! Например, деревянный электроплуг для дачи как-то соорудил. Функционирует, бесшумный и надежный, до сих пор. Надо трехфазный двигатель превратить в однофазный – милости прошу, вам тоже сюда. Хотя дома деталей различных у меня опять-таки хватает, коплю всякую всячину где только можно. Физика ведь позволяет сделать практически все! Однажды теще отремонтировал телевизор «Рекорд», за который ни одна мастерская не бралась. Единственное – пришлось плату выкинуть. Несколько лет он без перебоев прекрасно показывал, а потом снова сломался. Теща понесла в ремонт, а мастера взглянули и говорят: «Кто первоначально чинил, тот пусть и берется! Мы не знаем, как к этому чуду подступиться…».