Выразительно и просто
На одной из коллективных выставок в минувшем году могилевский художник Александр Суворов выставил картину, на мой взгляд, достойную куда более пристального внимания, нежели то, которое обычно зрители проявляют на больших сборных вернисажах, где их взгляд в некоторой степени скован необходимостью увидеть многое и сразу. В одном конце выставки чей-то впечатляющий пейзаж, в другом – восхитительный портрет, в третьем – необычный натюрморт… Да мало ли чего вздумается написать тому или иному художнику…
Картина Суворова называется «Зимний день» и, на первый взгляд, ничем таким значимым и особенным не отличается. Что мы никогда зимних или даже летних двориков не видели?
Тем не менее, холст Александра, если присмотреться, наполнен таким простецкими и в то же время, если хотите, сакраментальными деталями нашего бренного бытия недавнего прошлого, что возникает желание моментально уменьшиться в размерах и стать одним из героев (а их там немало) предложенного сюжета.
Превращение
Нечто похожее со мной и произошла, когда я увидел картину. Минут пять я с восхищением рассматривал сюжет, вникал в атмосферу изображенного, а потом, детективно оглядываясь по сторонам, пока рядом со мной стоявшие дамы отвлеклись на какую-то беседу, медленно скукожился до необходимых размеров и запрыгнул в правый нижний угол. К тому сарайчику, на крыше которого примостились два мурлыки. Вроде никто ничего и не заметил.
Зато на меня сразу же пахнуло давно забытым воздухом 1960-70-х годов. Стоящая на карачках дама, усердно работающая коверной выбивалкой, кажется, увидела мое неожиданное появление, но желание побыстрее завершить свою ритуальную, ежемесячно повторяющуюся работу (пылесос ведь никогда не заменит этот эксклюзивный процесс чистки) оказалось сильнее того мизерного любопытства, которое она поначалу проявила.
Чтобы не привлекать внимание остальных жителей дворика, я потихонечку двинулся в сторону сиреневого «жигуленка», возле сарайчика с надписью «The Beatles», как бы интересуясь его техническим состоянием: пусть все думают, будто я хочу приобрести это авто.
Там не затеряешься
Но, все мои потуги остаться незамеченным, как выяснилось, были совершенно бессмысленны, в таких двориках чужаку вовек не затеряться, там все обо всех все знают – это одна из отличительных черт советского общежития. И даже про жизнь бабушки, косо взирающей на общую картину из-за шторы на втором этаже, жильцам дворика известны все мельчайшие подробности. Хотя она пребывает в полной уверенности, что это именно ей одной ведомы жизненные тайны и секреты всех соседей.
Конечно, на меня тут же обратила внимание тройка джентльменов, «откушивающая» нечто плодово-ягодное. Несмотря на зимнюю погоду, само собой напрашивающееся предположение о дегустации популярного сорокоградусного напитка как-то не нашло подтверждения из-за ряда мелких деталей даже во внешнем облике мужчин. Хотя в той прошлой жизни всякое могло случаться. Особенно по бутылочной части.
Пришлось отказаться
Ребята вполне могли бы «отшить» постороннего популярным тезисом «Четвертый нам не нужен», но они, наоборот, с учтивостью заметили, что, если у меня есть что-то «на кармане», то я мог бы и сбегать – они подождут. Как говорится, вежливость и человеколюбие не знают границ.
Я мог бы и сбегать, двор хоть и незнакомый, собирательный, но наш, могилевский, что-то наподобие «Полгоры» я бы там поблизости нашел быстро. Правда, в самый последний момент смекнул: с тамошними деньгами – рублями, «трешками», «пятерками» у меня были проблемы. Пришлось вежливо отказаться. Да и открытие выставки к тому времени уже завершалось, надо было поспешить снова материализоваться в привычном для сегодняшнего дня виде. Предварительно простившись со всеми героями картины и мысленно поблагодарив Александра Суворова за редкую возможность заглянуть в наше прошлое таким вот необычным способом.
Продолжение следует.