«Мы с мужем люди спокойные, уравновешенные. А с сыном нет никакого сладу: пуля, а не ребенок! Постоянно крутится, вертится, ни на чем не может сосредоточиться, загорается каким-нибудь делом и бросает. Думали, что перерастет. Но пошел в первый класс и постоянные жалобы от учительницы, что «сам не учится и другим не дает». На родительском собрании сказала, что наш ребенок гиперактивный и его нужно лечить. Но может он просто слишком подвижный? Разве это болезнь?» (Антонина)
Вопрос читательницы мы попросили прокомментировать психолога Ирину Барановскую, заведующего психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:
– Уважаемая Антонина, педагог может быть прав и у вашего ребенка действительно наблюдается синдром гиперактивности. Но паниковать не стоит, у большинства детей симптомы гиперактивности проходят к подростковому возрасту. Однако просто набраться терпения и ждать, тоже не самая правильная стратегия.
Поэтому давайте для начала разберемся, что это такое и чем вы можете помочь своему маленькому школьнику.
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Могут сопутствовать и проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Причинами возникновения гиперактивности могут быть как генетические факторы, так и особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач невролог и назначает при необходимости медикаментозное лечение. Однако подход к лечению должен быть комплексным. Ведь ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводится в более, старшем возрасте.
Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Как отличить непоседливость от гиперактивности?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
1. Дефицит внимания
- не может долго сосредотачиваться даже на интересном занятии
- слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение
- с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его
- имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий)
- часто теряет вещи
- избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
- часто бывает забывчив
- при выполнении заданий допускает много ошибок.
2. Двигательная расторможенность
- постоянно ерзает, не может усидеть на месте
- проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя)
- всё время находится в движении
- очень говорлив.
3. Импульсивность
- начинает отвечать, не дослушав вопроса
- отвечает до того, как его спросят;
- не способен дождаться своей очереди;
- часто вмешивается в разговоры других людей, прерывает их
- не может отложить вознаграждение (если между действием и вознаграждением есть пауза), ему нужно все сразу и сейчас
- не может регулировать свои действия и не подчиняется правилам поведения или игры.
Если у ребенка проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, нужно как можно быстрее проконсультироваться со специалистами: психологом, невропатологом и нейропсихологом. Чем раньше вы обратитесь к ним за помощью, тем легче будет скорректировать трудности, которые могут возникнуть или уже есть.
Что делать: ждать или действовать?
Помочь гиперактивному ребенку можно, если выработать единую стратегию действий педагогов и родителей.
- Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое- либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.
- В другой раз, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в этот момент активного внимания.
- Если у ребенка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: заниматься плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом и прочими физическими активностями.
- Необходимо разработать систему поощрения и наказания, она должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной (с учетом особенностей гиперактивного ребенка). Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды (поход в кино, в цирк и т.д.), это поможет стимулировать действия ребенка.
Поскольку гиперактивный ребенок чрезмерно импульсивен и способен своим поведением вызвать эмоциональную реакцию взрослого, важно чтобы взрослый оставался всегда спокойным. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд, сосчитайте до десяти. И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите, чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.