Снос корпусов старейшего завода Могилева – «Строммашина» идет полным ходом. Напомним, часть завода – производственные и административные корпуса, расположенные ближе к улицам Первомайская и Тимирязевская – была продана в сентябре 2023 года. Оставшиеся площади – цеха, расположенные ближе к автовокзалу – переданы в состав БелАЗа, где в настоящее время создано производство сварных конструкций.
На месте проданной территории озвучены планы построить торгово-развлекательный центр «Строммаш Сити». Площадь комплекса составит более 55 тысяч квадратных метров. В него войдут торговые и офисные помещения, фуд-корты, детский развлекательный центр, крытый сельскохозяйственный рынок, а также парковые зоны и автостоянки.
Под реализацию этого проекта часть, в основном производственных, корпусов снесут. Работа уже началась: снесено ограждение между административными зданиями по улице Первомайской, а также строения промышленного назначения.
История завода
Завод «Строммашина» запущен в работу в 1913 году. Все начиналось с металлообрабатывающих мастерских, владели которыми братья Мазья и Лейба Аронзон, а территория, на которой они построили их, была окраиной Могилева.
С приходом к власти большевиков завод братьев был национализирован. Назывался артель «Возрождение», чугунолитейный завод «Чырвоны адрадженец», «завод N459». На заводе выходила своя многотиражная газета «Каваль сацыялизма». В «Строммашину» завод переименовали уже после Великой Отечественной войны. Предприятие выпускало технологические линии и оборудование для производства строительных материалов, железобетонных шпал, башенных кранов, горно-шахтного и нефтедобывающего оборудования. А также широкий спектр товаров народного потребления, в том числе замки дверные и навесные.
В начале 2000-х завод столкнулся с финансовыми проблемами. В 2015 году его признали банкротом: у предприятия была высокая кредиторская задолженность, неплатежеспособность, убыточность производства и долги по зарплате. В отношении «Строммашины» началась процедура санации, то есть оздоровления. Но желаемого результата она не принесла и в марте 2023 года Экономический суд Могилевской области открыл в отношении предприятия ликвидационное производство. Часть предприятия продали за 1,76 млн. долларов. Оставшиеся промышленные корпуса передали в состав «БелАЗа».