Картина маслом. Сюрреализм плетению изделий из лозы не помешает

937
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива
Могилевские «семидесятники» продолжают усердно трудиться над коллективной картиной «Не забывайте своих старых друзей!».

От Борща к Плейшнеру и обратно

Август 2024, Могилев. Борис Борщ за творческой работой.
Август 2024, Могилев. Борис Борщ за творческой работой.

210 рисовальщиком стал небезызвестный многим любителям живописи Борис Борщ, ныне проживающий в Питере и, не побоимся таких слов, превратившийся там в самого настоящего классика российского живописного авангарда.

Август 2024, Могилев.  Борис Борщ: сделал дело – гуляй смело!
Август 2024, Могилев. Борис Борщ: сделал дело – гуляй смело!

К слову, в 1970-е годы в Могилеве мастерская Бориса находилась в ныне еще частично сохранившейся цокольной части Фарного костела. Когда в 2018 году Плейшнер, ныне проживающий в Минске, после 25-летнего перерыва приехал в родной Могилев, то одним из первых мест, которое он посетил, была именно мастерская Бориса Борща. В знак уважения к творческому соратнику и старшему товарищу Плейшнер прямо-таки вытянулся по стойке смирно возле этого знакового места. И простоял так три секунды. Жаль, фанфары не зазвучали.

Август 2018, Могилев. Плейшнер возле входа в бывшую мастерскую (Фарный костел) Бориса Борща.
Август 2018, Могилев. Плейшнер возле входа в бывшую мастерскую (Фарный костел) Бориса Борща.

В этом контексте вспоминается знаменитая картина Борща, которая была написана в самом конце 1970-х годов и называется «Въезд Плейшнера в Могилев на малиновом Форде». Сегодня она находится в частной коллекции одной дамы из нашего города.

Картина Бориса Борща «Въезд Плейшнера в Могилев на малиновом Форде».
Картина Бориса Борща «Въезд Плейшнера в Могилев на малиновом Форде».

Возвращаясь к нашей встрече в 2018 году, не могу умолчать об убойной фразе Плейшнера, которую он произнес во дворике уже своей некогда культовой художественной мастерской по улице Ленинской, это рядом с «борщевской». Я поинтересовался у него, слушает ли он по-прежнему музыку нашей молодости, в частности, «Led Zeppelin». Плейшнер, чуть подумав, произнес: «Ты знаешь, мне сегодня больно слушать «Led Zeppelin».

1980-й год. Плейшнер (слева) и Миня во время мопедного путешествия по Беларуси.
1980-й год. Плейшнер (слева) и Миня во время мопедного путешествия по Беларуси.

А уж если еще раз оттолкнуться от слова «сегодня», то обязательно нужно отметить, что на недавно прошедшем у стен Кревского замка (это Сморгонский район Гродненской области) фестивале искусства и истории, Плейшнер был замечен в качестве одного из участников. Более того, его окрестили Папа Карло – за необыкновенно эффектное и мастерское владение топором и стамеской. Процесс превращения обыкновенного полена в элегантные изделия даже снимало телевидение.

Август 2024, Кревский замок. Плейшнер дает мастер-класс по резьбе из дерева.
Август 2024, Кревский замок. Плейшнер дает мастер-класс по резьбе из дерева.

Человечек, лодки и рыбак

211-й участник – находящийся в интернате Александр Рипинский. Его бегущему человечку была посвящена одна из моих предыдущих публикаций, в которой, правда, не указывался порядковый номер художника.

Август 2024. Рисует Александр Рипинский.
Август 2024. Рисует Александр Рипинский.

212-й рисовальщик, Пит, давно носит очень густую бороду и длинные волосы. Еще с хипповских времен, о которых я время от времени вам тоже напоминаю. Его лодочки на нашем холсте вроде как без пассажиров. Но это ведь только пока…

Август 2024. Рисует Пит.
Август 2024. Рисует Пит.

Володя Синявский стал 213 участником нашей коллективной картины, за что ему тоже наши бурные и продолжительные аплодисменты. Как и Пит, Вова последние годы преуспел в ремесленничестве: сейчас вместе со своей супругой, между прочим, народным мастером Беларуси, он трудится в жанре лозоплетения. Все-таки здорово, когда у человека уж если не золотые, то, как минимум, позолоченные руки.

Август 2024. Рисует Володя Синявский.
Август 2024. Рисует Володя Синявский.

Не мудрствуя лукаво, Синявский нарисовал на картине рыбака. Реального. Как он пояснил, может быть, промышляющего где-то на Днепре или Дубровенке. А ведь когда-то, в 1970-х, Володя был страстным поклонником живописного сюрреализма.