От Борща к Плейшнеру и обратно
210 рисовальщиком стал небезызвестный многим любителям живописи Борис Борщ, ныне проживающий в Питере и, не побоимся таких слов, превратившийся там в самого настоящего классика российского живописного авангарда.
К слову, в 1970-е годы в Могилеве мастерская Бориса находилась в ныне еще частично сохранившейся цокольной части Фарного костела. Когда в 2018 году Плейшнер, ныне проживающий в Минске, после 25-летнего перерыва приехал в родной Могилев, то одним из первых мест, которое он посетил, была именно мастерская Бориса Борща. В знак уважения к творческому соратнику и старшему товарищу Плейшнер прямо-таки вытянулся по стойке смирно возле этого знакового места. И простоял так три секунды. Жаль, фанфары не зазвучали.
В этом контексте вспоминается знаменитая картина Борща, которая была написана в самом конце 1970-х годов и называется «Въезд Плейшнера в Могилев на малиновом Форде». Сегодня она находится в частной коллекции одной дамы из нашего города.
Возвращаясь к нашей встрече в 2018 году, не могу умолчать об убойной фразе Плейшнера, которую он произнес во дворике уже своей некогда культовой художественной мастерской по улице Ленинской, это рядом с «борщевской». Я поинтересовался у него, слушает ли он по-прежнему музыку нашей молодости, в частности, «Led Zeppelin». Плейшнер, чуть подумав, произнес: «Ты знаешь, мне сегодня больно слушать «Led Zeppelin».
А уж если еще раз оттолкнуться от слова «сегодня», то обязательно нужно отметить, что на недавно прошедшем у стен Кревского замка (это Сморгонский район Гродненской области) фестивале искусства и истории, Плейшнер был замечен в качестве одного из участников. Более того, его окрестили Папа Карло – за необыкновенно эффектное и мастерское владение топором и стамеской. Процесс превращения обыкновенного полена в элегантные изделия даже снимало телевидение.
Человечек, лодки и рыбак
211-й участник – находящийся в интернате Александр Рипинский. Его бегущему человечку была посвящена одна из моих предыдущих публикаций, в которой, правда, не указывался порядковый номер художника.
212-й рисовальщик, Пит, давно носит очень густую бороду и длинные волосы. Еще с хипповских времен, о которых я время от времени вам тоже напоминаю. Его лодочки на нашем холсте вроде как без пассажиров. Но это ведь только пока…
Володя Синявский стал 213 участником нашей коллективной картины, за что ему тоже наши бурные и продолжительные аплодисменты. Как и Пит, Вова последние годы преуспел в ремесленничестве: сейчас вместе со своей супругой, между прочим, народным мастером Беларуси, он трудится в жанре лозоплетения. Все-таки здорово, когда у человека уж если не золотые, то, как минимум, позолоченные руки.
Не мудрствуя лукаво, Синявский нарисовал на картине рыбака. Реального. Как он пояснил, может быть, промышляющего где-то на Днепре или Дубровенке. А ведь когда-то, в 1970-х, Володя был страстным поклонником живописного сюрреализма.