– Я много лет работала в училище олимпийского резерва, поэтому знаю систему изнутри. Сама относилась бережно и видела, как коллеги относятся к детям – мы носились с некоторыми, как с писаными торбами, – говорит эмигрантка. – Немецкие же педагоги с учениками «не цацкаются», как наши. Не хочешь или не можешь учиться – твои проблемы…
А еще это проблемы родителей. Так, после короткого времени проживания в Германии Людмила на полном серьезе подумывала возвращаться в Беларусь. Из-за сына.
– Когда мы оказались в Дюссельдорфе, Миша вообще не знал немецкий язык. В Могилеве он прекрасно учился в средней школе №21, где преподавали английский. Был очень сильным технарем, обожал математику, с дисциплиной тоже проблем никогда не возникало…
А вот в Германии ему, мальчику с высокой успеваемостью, из-за незнания языка пришлось идти в школу, где, в основном, учились дети из социально неблагополучных семей. Так решил дюссельдорфский отдел образования, а Людмила ничего не могла поделать – таковы правила.
– В итоге, сын посещал только физкультуру, труд и математику. Также усиленно учил с педагогом немецкий. Приходил после школы домой и говорил: «Мама, я чувствую, что тупею…», – вспоминает собеседница. – Не глядя на то, что у меня в Дюссельдорфе был муж, был бизнес, была стабильная жизнь, я начала собирать чемоданы. Зачем мучить ребенка? Решила вернуться в Могилев, чтобы Михаил получил нормальное образование…
Однако тут вмешался случай. Педагог немецкого, которая занималась с Мишей, разглядела его потенциал и предложила Людмиле: «Если ваш сын подтянет язык, я дам рекомендацию в хорошую гимназию – возможно, у него получится туда поступить».
Так и вышло. Через год парень, по протекции доброй немки и выдержав все тестовые задания, поступил в гимназию в Дюссельдорфе.
– Там были совершенно другие ребята. Да и сама гимназия располагалась в старинном замке: учиться в ней было в удовольствие, – считает могилевчанка.
Однако, по словам Людмилы, и в престижных учебных заведениях Германии упор делается на самообразование, на самостоятельную подготовку ученика. Учащиеся в аудиториях разбиты на группы, у каждой группы есть индивидуальные задания. Работа может заключаться как во взаимодействии учеников в группе, так и групп между собой. Никаких дополнительных объяснений педагога во время или после уроков у немцев не практикуется! Есть проблемы с усвоением материала – занимайся сам, с родителями или с репетитором.
– Не глядя на все эти нюансы, Миша быстро втянулся. Учиться ему было даже легче, чем одноклассникам. При том, что немецкий еще «плавал»… Просто в Германии люди очень правильные и дисциплинированные, а мы знаем лазейки, не боимся нарушать правила.
Из плюсов обучения сына в Дюссельдорфе Людмила также называет бесплатное питание и проезд, а также то, что родительские собрания проводились, как правило, тет-а-тет учителя с родителем и ребенком.
– Скажу честно, наше белорусское образование мне нравится больше, – резюмирует могилевчанка. – Вместе с тем, я очень благодарна немецким педагогам за Мишу и его будущее. После гимназии он без проблем поступил в строительный университет в Эссене.
С момента переезда семьи из Беларуси в Германию прошло почти 20 лет, сегодня Михаил – управляющий в компании, которая занимается строительством мостов и тоннелей в Дюссельдорфе.