В результате изнурительной борьбы
Теперь коротко о рок-музыке. О ней сегодня написано огромное количество литературы, в данном контексте отмечу лишь ее принципиальное отличие от бардовской песни. Во-первых, рок возник отнюдь не на советской почве, а проник в коммунистический мир из самого сердца «враждебного» капиталистического лагеря в результате многолетней изнурительной борьбы. Во-вторых, барды – интеллигентная, культурная прослойка общества, в корне отличающаяся от эпатажных, нарочито нарушающих все традиционные ценности рокеров. В-третьих, бардовская песня – жанр элитарный, а рок – явление массовое. Это относится как к публике, так и к ритуалам исполнения: непременное активное соучастие зрителей в массовой вакханалии на рок-концертах является полной противоположностью тихому, вдумчивому прослушиванию бардовских песен. Ну и, наконец, в отличие от бардовского жанра, являющегося фактически разновидностью певческого искусства, рок может быть не только вокальным, но и инструментальным. В связи с тем, что меня как композитора интересует, прежде всего, сугубо музыкальная специфика, выскажу свое мнение о роке именно с этих позиций.
Превращения «Лунной сонаты»
На мой взгляд, непременным атрибутом рок-музыки является инструментальный состав. При всем разнообразии ее направлений и стилей (а их сегодня насчитывается более ста), без электрогитар и ударных установок рок-музыка существовать практически не может. В зависимости от стиля в рок-группу могут входить и любые другие инструменты, как классические, так и фольклорные, однако только лишь как дополнение к основному гитарно-ударному составу. Подтвердить данный тезис можно хотя бы тем, что рок, как самостоятельный жанр возник одновременно с изобретением электромузыкальных инструментов. В качестве иллюстрации приведу такой пример: если исполнить «Лунную сонату» Бетховена на фортепиано, как она и написана, это, разумеется, классическая музыка, а присоединив к фортепиано электрогитары и ударную установку мы уже получаем какой-нибудь «готик-металл».
Так что, в период моей работы в должности заместителя председателя Могилевского музыкального общества я не только приобрел определенный опыт в деле организации концертов, но и значительно расширил свои представления о жанрах современной музыки. Во всяком случае, мне удалось избавиться от некоторой фанаберии в отношении так называемой «легкой» музыки, которая оказалась не такой уже и легкой.
Продолжение следует.