Неожиданная встреча
Слово «тусовщик» к легендарному могилевскому музыканту Валерию Каткову не подходит. Абсолютно. Есть такая категория людей, которых правильнее будет охарактеризовать словами: «Он такой домашний…». Ну, вы поняли, куда я клоню.
А если учесть, что значительная часть молодости Валеры прошла практически в центре города, в Герцевом доме, что стоял прямо напротив медучилища, то встретить сегодня музыканта где-то в том же районе практически невозможно – он ему еще в прошлом веке надоел.
Так что, увидев Каткова и еще двух элегантных джентльменов отнюдь не комсомольского возраста, его товарищей, Сергея Грумо и Володю Валентовича, чинно шествовавших теплым августовским вечерком по улице Ленинской, вполне можно было бы возопить, вскинув руки к небу: «Какими судьбами?!». Что, собственно, я и сделал.
Барабаны судьбы и гитары надежды
Тройка ветеранов, оказывается, прогуливалась перед тем, как посадить на поезд Валентовича, уезжавшего в славный город Брест. Погостив у товарища (это я про Каткова), музыкант возвращался домой. К слову, Володя (помимо учебы в пединституте) связан с нашим городом еще и по «линии» хорошо известного в Могилеве барабанщика Александра Лущенкова, которого не стало несколько лет назад: его сбила машина. Именно Валентович в свое время уговорил Сашу поступать в могилевской музыкальное училище, а потом и в столичную консерваторию.
В конечном итоге Лущенков стал не только замечательным инструменталистом (по классу ударных), но и авторитетным педагогом, который воспитал немало талантов и которого помнят многие его ученики и друзья-музыканты. Теперь вам должно быть ясно, каким «боком» рядом с Валерием и Александром на Ленинской оказался еще один могилевский барабанщик (это я про Сергея Грумо), на рубеже 1970-80-х годов участвовавший в составе гремевшего в тогдашнем Советском Союзе ансамбля «Верасы»: многие музыканты всегда на связи друг с другом.
С вопросительным знаком в голове
И надо же было такому случиться, что в это же самое время, когда наша тройка вальяжно фланировала по центру Могилева, там же, за уличным пианино, музицировали трое молодых людей из хеви-метал рок-группы. Похоже, «металлистам» понравился этот вроде как мало вписывающийся в их музыкальный стиль инструмент.
Царившую за клавишами идиллию нарушил неравнодушный к стрит-пиано Сергей Грумо, сразу же с интересом отреагировавший на игру длинноволосой молодежи. И Катков (давно не выходивший в центральную часть города) явно с вопросительным знаком в голове откликнулся на фортепианные экспромты рокеров.
Естественно, молодежь встрепенулась: «Чего это какие-то деды вдруг обратили на нас внимание?». Нет, это был не испуг «черномаечников», а скорее тоже обыкновенный интерес. В этот момент я просто был не в силах отказать себе в желании, извините, «перетусовать» эти две совершенно непохожие (на первый взгляд) компашки. Большого труда это не составляло.
А буквально через несколько минут разнящаяся по возрасту, по интересу к стилям музыки и по многим иным «параметрам» публика уже нашла общий язык, заведя разговор о гитарах, барабанах и прочих маракасах. И если бы не пресловутая «спешка 21 века», думаю, на Ленинской вполне бы мог состояться своеобразный супер-концерт. Как минимум, против спешки и суеты (до отправления поезда на Брест оставалось не так уж и много времени).
Прошлое питает настоящее
Как известно, любая творческая личность в начале своей карьеры испытывает некое ложное ощущение собственной значимости, которое очень полезно освежить сведениями из прошлого, которые дают тебе понять: «Ого, так примерно все, чем занимаюсь я сегодня, уже происходило когда-то раньше…».
Стоя возле первого корпуса нынешнего университета Кулешова, мы не могли не донести до юных «металлистов» (абсолютно без менторства)некие пусть и сумбурные сведения о прошлых музыкальных подвигах их предшественников, которые в актовом зале тогдашнего пединститута тоже, как говорят, «делали вещи». Тот же Валера Катков со своими товарищами был в числе главных действующих лиц.
Данная публикация посвящена 55-летию альбома «In the Court of the Crimson King» группы «King Crimson» и, в частности, самой первой композиции диска «21st Century Schizoid Man» («Шизофреник 21 века»), записанной 20-21 августа 1969 года.