Однажды в Могилеве. Вопреки всему и невзирая ни на что. Часть 1

1725
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива
Материалы цикла «Однажды в Могилеве» дают читателям возможность совершать своеобразные экскурсы в прошлое нашего города, а также знакомят с его тогдашними героями.

Неожиданное предложение

1980-е годы, Могилев. Художники умеют веселиться (крайний слева – Плейшнер, в центре – Александр Рипинский).
1980-е годы, Могилев. Художники умеют веселиться (крайний слева – Плейшнер, в центре – Александр Рипинский).

Возможность встретиться со старым приятелем, с которым ты не виделся несколько десятилетий, подворачивается не каждый день. Но позавчера, 14 августа, мне подфартило. Предложение навестить художника Александра Рипинского поступило от Пашки пусть и не в самый удобный момент, но выглядело вполне реалистичным.

В 1970-80-х годах Рипинский входил в прихиппованную самодеятельную артель могилевских художников, если хотите, имени Плейшнера, квартировавшую в мастерских неподалеку от нынешней городской Ратуши. Вернее, сам Плейшнер был-таки одним из главных, активно действующих звеньев в этом не совсем хорошо отрегулированном механизме создателей всевозможных картин, скульптур. И не только.

Скриншот из фильма «Пенсия» (слева – Александр Рипинский).
Скриншот из фильма «Пенсия» (слева – Александр Рипинский).

Во всяком случае, фильм «Пенсия», снятый Славкой Котом на могилевских улицах в 1982 году, является наглядным примером того, что не одними живописными полотнами жив был тогда тяготеющий ко всевозможным творческим экспериментам человек.

К слову, Саша Рипинский и Клара остались на сегодня единственными участниками мною обозначенного «кина», кому еще можно пожать руку. Все остальные, к сожалению, уже отдали Богу свои души.

Еще одним обстоятельством, придававшим предстоящей дружеской встрече некую особую (лично для меня) окраску, было участие в поездке к Рипинскому в интернат известного, теперь уже питерского, художника Бориса Борща, на недельку заглянувшего в родной город с берегов Невы.

На горизонте появился Рипинский…

14.08.2024, Могилев. Перед поездкой.
14.08.2024, Могилев. Перед поездкой.

Одним словом, ближе к обеду 14 августа мы (Пашка, Пит, Серега, Володя Синявский, которого мы подобрали по дороге, и ваш покорный слуга) появились у ворот интерната, где последние годы проводит наш товарищ.

14.08.2024. Перекур в дороге.
14.08.2024. Перекур в дороге.

Нескольких минут ожидания Саши, который не знал, что к нему приедут друзья, было достаточно для того, чтобы прикинуть: так ведь я не видел его ровно сорок лет! Летом 1984 года вместе с Филиппом (тоже снявшемся в «Пенсии») мы завернули к Рипинскому в мастерскую. Почему я хорошо запомнил, когда это было? А потому, что именно тогда не стало генсека Андропова, а на его место избрали Черненко. Филипп, естественно, что-то такое стихотворное написал и постоянно декламировал. Достаточно было заглянуть в Википедию, чтобы узнать: шел 1984-й.

1980-е годы, Могилев (слева, с бородой – Рипинский).
1980-е годы, Могилев (слева, с бородой – Рипинский).

Стоит заметить, что в тот период определенные элементы разрухи в стране Советов резали глаз и вдоль, и поперек. Особенно это касалось объектов так называемой культурно-бытовой сферы. Что греха таить, многие художники (и наши могилевские в их числе) ютились, мягко говоря, далеко не в самых респектабельных помещениях, убожество которых питало не только воспаленную фантазию примерно таких же по уровню поэтов и прочих литераторов туда частенько заглядывавших. Филипп не даст соврать.

Нет, различные новостройки тоже появлялись, но вот с ремонтом уже существовавшего фонда все обстояло не ахти: разваливающиеся ступеньки, перекошенные двери, прохудившиеся потолки, отвалившаяся штукатурка…

14.08.2024. На горизонте появился Рипинский (в центре).
14.08.2024. На горизонте появился Рипинский (в центре).

Именно появление на горизонте интернатовского двора Саши Рипинского почему-то явственно воскресили во мне все эти коммунальные сюжеты того давнего времени строительства (?) нового коммунистического общества.

Рисунки получились классные

14.08.2024. Приглядевшись, можно разглядеть нашу компашку.
14.08.2024. Приглядевшись, можно разглядеть нашу компашку.

К счастью, Александр (вопреки всему и невзирая ни на что) сохранил в себе те замечательные качества, которые отличали его и в молодости: открытость, миролюбие, искренность, даже наивность, обычно свойственная детям. Он так и остался большим доверчивым и в чем-то беззащитным ребенком. Несмотря на то, что ему в следующем году стукнет 70.

А с каким удовольствием и благодарностью в глазах он уплетал внушительную по размеру пачку мороженого. Пломбир пришелся, как говорят белорусы, «да спадобы».

14.08.2024. Рипинский рассматривает альбом, подаренный Борщом.
14.08.2024. Рипинский рассматривает альбом, подаренный Борщом.

Боря Борщ помимо всего прочего подарил Рипинскому шикарно изданный альбом репродукций своих живописных и графических произведений. Надо было видеть восхищенный взгляд Саши, раза три перелиставшего этот презент. Борис (по своей уже устоявшейся традиции) все действия друга фиксировал на листе бумаги – шаржи с натуры получились классные.

14.08.2024. Борис Борщ (справа) закончил один из рисунков.
14.08.2024. Борис Борщ (справа) закончил один из рисунков.

Продолжение следует.