«Я даже подпевал песни под гитару в походах и на студенческих вечеринках ». Композитор Владимир Браиловский вспоминает о музыке и не только

847
Подготовил Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора, Сергея Корнеева и Владимира БРАИЛОВСКОГО
Единственный в Могилеве член Союза композиторов СССР и Белорусского союза композиторов, выпускник Московской консерватории повествует о прожитых годах. В частности, о работе в Музыкальном обществе (конец 1980-начало 1990-х годов). Фрагменты из мемуаров.

Бард клубы появлялись, как грибы

1970-е годы, Могилев. На стыке рок-музыки и бардовской песни.
1970-е годы, Могилев. На стыке рок-музыки и бардовской песни.

Еще одним новым музыкальным направлением перестроечных лет, инициированным опять же комсомольскими структурами, стала, так называемая, «бардовская» песня. На просторах СССР, в том числе в Могилеве, как грибы тогда росли бард-клубы, иногда называемые клубами самодеятельной песни.

На местные бардовские фестивали меня также стали приглашать в качестве председателя жюри, где я чувствовал себя более комфортно, чем на рок-тусовках. Еще со школьных лет мне была близка романтика этого жанра, я любил слушать и даже подпевал песни под гитару в походах и на студенческих вечеринках. Как и вся советская интеллигенция, в конспиративных условиях наслаждался магнитофонными записями Александра Галича, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора и Булата Окуджавы, преклоняясь перед их талантом и гражданской смелостью. Впрочем, в конце 80-х годов эти знаменитые барды-подпольщики уже разъезжали по стране с полулегальными концертами и даже стали неплохо зарабатывать.

1990-е годы, Могилев. Владимир Браиловский.
1990-е годы, Могилев. Владимир Браиловский.

«Сфера разума»

Первый в Могилеве фестиваль бардовской песни, почему-то названный «Ноосфера» (в переводе с древнегреческого – «сфера разума»), состоялся в самый разгар перестройки в том же 1989 году. В нем участвовали только местные исполнители, которых оказалось на удивление много. Хотя прослушивание продолжалось с утра до вечера, членов жюри оно не утомило, так как проходило не на большой площадке с кучей некачественной аппаратуры, как на рок-фестивалях, а в камерном зале с одним – двумя микрофонами под «живой» гитарный аккомпанемент. Да и публика вела себя тихо и культурно.

Главным организатором этого мероприятия был Сергей Гамаюнов, ставший затем предводителем всего могилевского бард-движения, помощь которому я оказывал еще долгие годы. Сергей был знаком со многими звездами этого жанра, постоянно ездил на знаменитые Грушевские фестивали и держал меня в курсе основных событий в мире авторской песни. Его недавняя кончина стала для меня большой личной потерей.

1990-е годы, Могилев. Играет Владимир Браиловский.
1990-е годы, Могилев. Играет Владимир Браиловский.

Самые сложные вопросы в мире

Должен сказать, что в те перестроечные годы я впервые близко познакомился с такими «неклассическими» музыкальными направлениями, как рок и бардовская песня, и до сих пор пытаюсь разобраться в их специфике. А задача эта не из легких. Перефразируя слова Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире», можно сказать: «Вопросы жанра – самые сложные вопросы в искусстве».

1980-е годы. Владимир Браиловский.
1980-е годы. Владимир Браиловский.

Не углубляясь в исторические дебри, выскажу свое мнение с чисто музыкальных позиций о специфике этих, возникших в XX веке популярных жанрах. При этом сразу отмечу, что этимология и происхождение их названий не имеют никакого отношения к той реальности, которую они собой представляют. В истории искусства такое случается довольно часто. Пожалуй, единственной общностью этих абсолютно не схожих по музыкальным параметрам жанров можно считать их протестную направленность – политическую, моральную, культурную и пр.

Продолжение следует.