У каждого свой Эбби Роуд
Так уж получилось, что концовка нынешней недели проходит у нас под знаком легендарного могилевского музыканта Александра Шабалина, который несколько дней назад, ранним туманным утром 7 августа, образно выражаясь, по мифической «лестнице в небо» отправился в мир иной.
Как-то не хотелось оставлять это скорбное событие без какого-либо творческого отклика с нашей стороны, а потому вместе с Олегом Базилевским ваш покорный слуга вечером того же 7 августа на Дубровенке устроил небольшой концерт в честь Александра. Пели Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Кен Хенсли, Пол Маккартни и Джордж Харрисон. Пели из автомагнитолы. Пели громко. Очень громко.
А на следующий день, 8 августа, близкие и товарищи главного «романтика» Могилева собрались у ритуального предприятия на улице Островского. Небольшой фоторепортаж в какой-то степени позволит нашим читателям косвенно стать участниками траурной церемонии прощания с Музыкантом.
К слову, именно 8 августа, но 1969 года (то есть, ровно 55 лет назад) битлы перешли лондонскую улицу Эбби Роуд для фотографии на обложку своего последнего одноименного диска. У них там все началось в 11.30, и уже в 12.00 Леннон, Маккартни, Харрисон и Ринго ушли отдыхать: фотограф сделал свое дело практически за полчаса.
Александр Шабалин был страстным поклонником «Битлз» и перейти Эбби Роуд тоже очень хотел. Ну, хотя бы не тот, лондонский, а наш, могилевский, что неподалеку от областной библиотеки по улице Держинского. Не удивляйтесь, подобный перфоманс состоялся пять лет назад, о чем свидетельствует нижеследующее фото. Но наш герой тогда в нем не смог участвовать, он только записался в коллективном клипе, посвященном пластинке «Abbey Road».
Более того, Шабалин с удовольствием перешел бы любую другую улицу своего родного города, ибо более пяти последних лет (!) он вообще не покидал свою квартиру. Если, конечно, не считать вынужденные переезды на госпитализацию по причине нездоровья.
«Трудно было назвать это музыкой»
Думаю, сегодня будут к месту несколько отрывков из наших с Александром бесед, состоявшихся в разные годы. Не забывайте своих старых друзей!
– Александр, как там все у вас начиналось?
– Музыкой я начал интересоваться с 6 лет благодаря старшему брату. Он же впоследствии приобщил меня к «Радио-Люксембургу»: мы часами не отходили от радиоприемника. В 1966 году, тогда мне было семнадцать лет, начал учиться играть на гитаре. Моим первым компаньоном в этом деле был Валера, фамилии которого сейчас уже не помню. Работал он санитаром в сумасшедшем доме. Осваивали мы еще диковинные тогда шестиструнные гитары. Затем вместе с некоторыми одноклассниками стали собираться и играть в моей комнате.
Конечно, трудно было назвать это музыкой. Марик Музыкантов (впоследствии барабанщик «Романтиков») стучал на тазу, Олег Шпаков дул в трубу от пылесоса. Все мы тогда были помешаны на «Битлз» и старались во всем им подражать.
Затем были два года службы в армии. Так получилось, что там я стал руководителем музыкального ансамбля. В 1967 году наш армейский коллектив в Минском пединституте играл и пел английский рок-н-ролл. В то время это было неординарное событие.
Оставшиеся полтора года я дослуживал в Польше, где уже вовсю расцветала поп-музыка в лице «Червоных гитар», «Скальдов»... Там же приобрел первую электрогитару, которую чуть позже продал Павлу Слободкину из «Веселых ребят» (тех самых, московских – авт.). Инструментальный голод в то время наблюдался по всей стране.
И тут появились «Романтики»…
В декабре 1969 года, демобилизовавшись, сразу же на базе стройтреста №12 создаю ансамбль «Романтики». Первое выступление нашего вокальноинструментального ансамбля состоялось 1 февраля 1970 года. Состав был таким: Шабалин – соло-гитара: Гольдман – клавишные: Подрабинок – саксофон: Зельдин – бас-гитара, скрипка, труба; Бокалов – барабаны.
Сейчас трудно себе представить те условия, в которых мы играли. Все делалось за счет энтузиазма. Многое из аппаратуры изготавливали сами. Здесь мне очень помогла моя армейская специальность: мастер по ремонту радиолокационных станций. Я помню, как мы были безумно счастливы, раздобыв примитивный усилитель «Электрон-10». Сейчас школьный ансамбль не стал бы использовать такой.
Наш репертуар в основном составляли песни популярных тогда западных групп: «Криденс», «Дип пёрпл...». Мой старший брат, тогда уже студент инъяза, доставал английские тексты, учил правильному произношению.
– Вы тогда исполняли только чужую музыку?
– Не только. За время своей музыкальной деятельности я написал несколько десятков песен. В 1976 году на конкурсе «Юность Полесья-76» даже получил приз лучшего самодеятельного композитора. А там были участники из Украины, Прибалтики, Белоруссии.
Все течет, все изменяется
– Как ты считаешь, ударная деятельность «Романтиков» наложила какой-то опечаток на развитие эстрадной музыки в Могилеве?
– Безусловно. Я думаю, достаточно перечислить фамилии некоторых певцов и музыкантов, которые прошли через наш ансамбль: Геннадий и Валерий Гуленковы, Марат Фарберов, Виктор Крумкачев, Людмила Васильченко... Нашими дублерами были ансамбли Валерия Каткова и Виктора Позднякова.
Однако в конце семидесятых в Могилев пришли дискотеки. Народ хлынул за столики, прильнул к стереосистемам. Музыкальные коллективы стали распадаться. В течение 5-6 лет был абсолютный вакуум. В середине восьмидесятых начали активно формироваться рок-группы, так и не принявшие эстафету от предыдущих музыкантов.
– Чем отличаются сегодняшние труженики поп-музыки от вас?
– Прошло уже много лет, значительно изменились технические возможности, но мастерство музыкантов, к сожалению, опустилось на ступень ниже. Сейчас артистов зачастую выручают фонограммы. А у меня даже для себя нет ни одной записи «Романтиков».
– Вы много гастролировали?
– В 1972 году были в Болгарии, затем в 1973 – Румыния и снова Болгария, в 1974 – Венгрия. Бывали во многих городах республики и страны.
– Скажи, а какое у тебя самое любимое место Могилева?
– Первомайская семидесятых. Когда мы вечерами ходили по ней туда-сюда, от площади Ленина до парка.
– Давай немножко пофантазируем. Если бы, к примеру, завтра у вновь собравшихся «Романтиков» появилась возможность снова выступить перед многочисленной аудиторией могилевчан, с каких бы словами ты начал концерт?
– Я бы просто сказал: «Добрый вечер, дорогие слушатели! Мы очень рады видеть вас!».
***
Александра Шабалина похоронили на Лавсановском кладбище Могилева. Не забывайте своих старых друзей!
Продолжение следует.