Вообще-то до 2019 года у него был другой бизнес – несколько магазинов по продаже металлических и межкомнатных дверей и окон ПВХ. В какой-то момент Роман почувствовал сильное выгорание от этого дела. Однако решение поменять работу пришло не сразу. Время подумать над этим появилось только тогда, когда его серьезно покусала собака и он на месяц попал в больницу. Чем именно хочет заниматься, понял на одном из сплавов и предложил нескольким своим друзьям, с которыми часто ходили в походы, присоединиться к нему и начать общее дело.
Шестеро единомышленников почти сразу стали готовиться к будущему сезону. За зиму нужно было продумать, на какое количество людей ориентироваться, что купить, какие лодки выбрать для начала, в какие места водить группы начинающих туристов.
– Понимали, что с больших групп начать не получится, – вспоминает Роман. – Рассчитывали на 10-20 человек. Выбирая лодки, остановились на советских Тайменях. Это проверенные, очень продуманные, надежные лодки. Они тяжелы в обслуживании, но у них много других плюсов: устойчивы, курс держат хорошо и скорость. Для людей, которые только сели в байдарку, гораздо проще сплавляться именно в них.
Вся экипировка для сплавов довольно дорогостоящая. К примеру, хорошая лодка стоит не меньше 1000 долларов, спасательный жилет на куфаре – около 35 рублей, туристические палатки – в районе 250 рублей или выше. И это только начало списка всех необходимых вещей, которые закупили ребята: спальные мешки, котелки, тенты, туристические столики со стульями, походная баня, мангал, посуда… Все это нужно было где-то хранить, для чего снимали склад, но на зиму Роман все равно забирал экипировку, которая занимала чуть ли ни полквартиры, домой, чтобы мороз ее не испортил.
Для того, чтобы люди узнали о том, что они открылись, сами сделали сайт и завели соцсети, первоначально даже расклеивали листовки на столбах, остановках и в подъездах. Правда, последнее оказалась не совсем действенным способом привлечь потенциальных клиентов. По мнению Романа и Татьяны, лучше всего сработало «сарафанное радио», которое «справляется» и по сей день.
Сейчас у предпринимателя порядка 20 лодок, на которых теоретически одновременно может может отправиться в поход 50 человек. Правда так как из первоначальной команды организаторов остались только двое – он сам и жена Татьяна, то такую большую группу им не осилить, потому что во время сплавов на их плечах вся основная работа: собрать и разобрать лодки, организовать питание, помочь туристам правильно поставить палатки и, в первую очередь, продумать безопасность. За 4 года работы никаких опасных моментов не возникало, даже во время инклюзивного сплава, в котором принимали участие люди с ДЦП, колясочники, инвалиды по зрению.
Походы, которые организуют Роман и Татьяна рассчитаны на самые разные запросы. Маршруты опробованы не единожды: это реки Друть, Проня, Вихра.
– Водишь людей по нашим рекам, удивляются, – улыбается Роман. – Наша природа очень красивая и хочется это показать. А еще хочется, чтобы ее ценили: меньше мусорили, больше заботились о ее сохранении.
Возраст туристов – от 5 лет и выше. Цена тоже разная. За 50 рублей можно сплавиться по Днепру в черте города. Однодневный сплав без ночевки стоит 170 рублей. Самый дорогой водный поход – 375 рублей. Роман советует выбирать походы не меньше чем 2 дня. И то, говорит, это мало, чтобы до конца оценить всю прелесть.
Связаться с Романом можно по номеру: 8 (033) 654-35-43.