«Я всегда брал заключительное слово и, чаще всего, просто присоединялся к позиции большинства». Композитор Владимир Браиловский вспоминает о музыке и не только

945
Подготовил Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора и Владимира БРАИЛОВСКОГО
Единственный в Могилеве член Союза композиторов СССР и Белорусского союза композиторов, выпускник Московской консерватории повествует о прожитых годах. В частности, о работе в Музыкальном обществе (конец 1980-начало 1990-х годов). Фрагменты из мемуаров.

В круговороте рок-движения

1989 год, Могилев. Рок-музыка наращивает мышцы.
1989 год, Могилев. Рок-музыка наращивает мышцы.

Времена были перестроечные, романтичные, и я с радостью откликался на любые предложения, особенно если они были связаны с какими-нибудь новыми идеями.

В частности, когда в середине 80-х годов по всему Союзу начали выходить из подполья рок-группы и образовываться рок-клубы, я неожиданно попал в круговорот этого молодежного движения. В Могилеве, как и в других городах, оно тогда было монополизировано комсомольскими структурами, которые действовали очень активно, организуя различные рок-фестивали с приглашением музыкантов из Беларуси, Москвы, Ленинграда и других «продвинутых» в этом отношении городов. Я к этим молодежным тусовкам интереса не проявлял до тех пор, пока местные комсомольцы не стали меня приглашать, как правило, в качестве председателя жюри. Как-никак, я был единственным в городе членом Союза композиторов, и мое присутствие повышало рейтинг этих, по сути, самодеятельных конкурсов.

Таким образом, волей-неволей мне пришлось в те годы прослушать много громкой и не всегда качественной музыки, в которой я, честно говоря, плохо разбирался. Особенно меня напрягало то, что я, как председатель жюри должен был распределять призовые места, что даже в хорошо знакомых мне классических жанрах весьма проблематично. А в рок-музыке определить талант конкурсантов было вдвойне сложно, так как качество звуковой аппаратуры и ее настройка почти всегда оставляли желать много лучшего. (Кстати, в этом жанре пользоваться фонограммами вообще не принято). Так что, во избежание недоразумений, на обсуждениях я всегда брал заключительное слово и, чаще всего, просто присоединялся к позиции большинства.

1990-е годы, Могилев. С эстрадой Владимиру Браиловскому (справа) всегда было легче, чем с рок-музыкой. Хотя это с какой стороны посмотреть...
1990-е годы, Могилев. С эстрадой Владимиру Браиловскому (справа) всегда было легче, чем с рок-музыкой. Хотя это с какой стороны посмотреть...

Не только эпатаж…

Но все-таки однажды я позволил себе настоять на собственном мнении и, как оказалось, не ошибся. В 89-м году на одном из рок-фестивалей главный приз с моей подачи был отдан бобруйской группе «Берег истины». Ее выступление поразило меня не только эпатажным перфомансом, но и любопытными музыкальными находками.

Через год после того знаменательного успеха группа поменяла название на «БИ-2» («Берег истины – 2»), после чего началось ее длительное восхождение на вершины шоу-бизнеса. Причем во всех официальных реноме датой рождения коллектива эти ребята называют могилевский фестиваль 89-го года.

Почти через двадцать лет, пройдя длительный творческий путь в Израиле, Австралии и обосновавшись затем в Москве, группа Би-2 уже в звездном статусе стала вновь появляться на белорусских сценах. Дважды я имел отношение к их гастролям и должен отметить, что эти, ставшие культовыми артисты до сих пор сохранили ностальгическую любовь к своей малой родине. И не просто на словах: они вдвое уменьшают свой гонорар за выступления в Бобруйске и Могилеве.

1979-й год, Могилев. Жизнь у рокеров не самая простая...
1979-й год, Могилев. Жизнь у рокеров не самая простая...

А, между прочим, такой альтруизм в артистическом мире встречается крайне редко, так как в шоу-бизнесе действуют весьма жесткие рыночные законы, нарушать которые считается моветоном.

Продолжение следует.