Однажды в Могилеве. Гитары никогда не молчат

975
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива
Несколько абзацев лирического свойства, в которых замешаны не только пресловутые музыкальные инструменты, но и человеческие судьбы.

На вечный постой

Май 2024 года, Могилев. Гитара Андрея в музейном подвальчике Володи Кутузова.
Май 2024 года, Могилев. Гитара Андрея в музейном подвальчике Володи Кутузова.

Я бы не сказал, что гитара стопроцентно копирует, извините, человека. Но, согласитесь, кое-какое подобие все же наблюдается. Это внешне. Хотя ведь и их судьбы иногда имеют много общего. Это если задуматься.

Хедлайнерами сегодняшнего материала выступают две «басухи», по 4 струны каждая. Правда, одна из них к моменту нашего о ней разговора утратила даже струны. Бывает с ними иногда такое.

Февраль 2024 года, Могилев, Дубровенка. Гитара Александра (без струн).
Февраль 2024 года, Могилев, Дубровенка. Гитара Александра (без струн).

Синяя (со струнами) гитара когда-то, еще в 1990-х годах, принадлежала товарищу хорошо вам известного Александра Сташкевича (лидера могилевской группы «Барон Мюнхгаузен»). Последний, кстати, и определил ее недавно в «волшебный» подвальчик Володи Кутузова на Папенке. В качестве музейного экспоната. Можно сказать, на вечный постой.

В тех же девяностых с Сашиным другом, хозяином гитары, приключилась трагическая история. Останься он в тот роковой вечер у Сташкевича ночевать, все сложилось бы иначе. А так – человек погиб. Естественно, Александр оставил инструмент себе, с удвоенной энергией продолжая затрагивать струны человеческих душ. Теперь гитара, уже практически полностью исчерпавшая свой ресурс, покоится среди битловских раритетов у Володи Кутузова.

Апрель 2023 года, Могилев. Александр Сташкевич (слева)  в гостях у Володи Кутузова (в дальнем углу): чай и только чай!
Апрель 2023 года, Могилев. Александр Сташкевич (слева) в гостях у Володи Кутузова (в дальнем углу): чай и только чай!

История второго инструмента, принадлежавшего жившему в домике на берегу Дубровенки могилевчанину (покинувшему наш мир в конце прошлого года), практически неведома. Хотя сам он был достаточно хорошо известен могилевским «семидесятникам». Бывает так, что человек не всегда успевает поведать кому-либо о важных для него вещах. Или не хочет этого делать. Я имею в виду лишившуюся струн бас-гитару.

Кстати, именно с гитарами связано и достаточно устойчивое суеверие, суть которого в том, что человек, взявший в руки чужой инструмент, вместе с ним забирает у того и часть его таланта.

«Что там, за той чертой?»

Несколько дней назад обе гитары просто невероятным образом напомнили о своем существовании автору этих строк. То есть, людей уже нет, а их гитары вроде как продолжают свою миссию. Правда, уже в другой роли. Лучше бы было наоборот. Но, увы, не все человеку под силу...

Твой мир уйдет с тобой – смела и безнадежна

Попытка рассказать о нем…

Здесь каждый свой возводит храм и дом.

Прислушиваясь к Вечности тревожно.

Что там, за той чертой?

Ведь завтра от тебя останутся одни воспоминанья,

Твоих молитв беззвучное камланье

И дом, берущий новых на постой.

Вот так приходишь к истине простой

Известной до тебя уже веками:

Все суета, лишь веры крепок камень,

Его и положи на тот Престол.

Эти строки могилевской поэтессы Елены Вир в некоторой степени тоже можно рассматривать как своеобразную иллюстрацию нашей темы, где вы обязательно должны были хоть краем уха услышать звучание человеческих чувств «струнного» ряда. И благодаря этой поэтической иллюстрации даже гитары (в том числе и басовые), на мой взгляд, еще больше становятся похожими на кресты. На те самые, которые нам приходится нести на себе всю жизнь.

1970-е годы, Могилев, Польское кладбище.
1970-е годы, Могилев, Польское кладбище.

Что же касается джентльменов, о чьих бас-гитарах шла речь, то это Александр и Андрей. Или Андрей и Александр.

Не забывайте своих старых друзей!

Продолжение следует.

Май 2024 года. На Дубровенке хорошая погода!
Май 2024 года. На Дубровенке хорошая погода!