Первая ласточка

В поисках новых концертных проектов я, разумеется, не обошел вниманием и еврейскую музыку, организовав в том же 89-м году приезд мужского хора Московской хоральной синагоги. (Согласно иудейским законам женское пение в синагогах вообще запрещено). Не смотря на то, что этот немногочисленный коллектив не мог тогда конкурировать с «Благовестом» ни по уровню мастерства, ни по обширности репертуара, его появление в Белоруссии стало, хоть и скромным, но все-таки знаковым событием.
Во-первых, приезд этого хора стал одной из первых ласточек возрождавшейся тогда еврейской жизни на территории бывшей черты оседлости. Во-вторых, это была первая гастрольная поездка только созданного в Москве синагогального хора, как и «Благовест» состоявшего из профессиональных вокалистов. Ну и, наконец, руководителем этого коллектива, исполнявшего тогда исключительно литургическую иудейскую музыку, был небезызвестный сегодня Михаил Турецкий, преобразовавший впоследствии свое детище в «Арт-группу хор Турецкого». Посетили московские гости, помимо Могилева, еще и Минск, причем поездка была скорее ознакомительной, чем концертной.
Темпераментно и многословно
Каких-либо музыкальных впечатлений от выступления хора мне тогда получить не удалось, так как пришлось заниматься организационными делами. Запомнилась лишь встреча с финансировавшим эту поездку раввином, снимавшим в Минске квартиру рядом с синагогой. Причем, запомнилась, прежде всего, тем, что у него я тогда впервые увидел мобильные телефоны. На столе у раввина лежало три аппарата, по которым он поочередно, темпераментно и многословно разговаривал с кем-то по-английски и на иврите. По-русски он не понимал ни слова, поэтому наш разговор не имел никакого смысла, и я так и не понял, зачем этот приехавший из Израиля господин пригласил меня к себе.
Кстати, коренного израильтянина «живьем» я тогда тоже видел впервые. Впрочем, через много лет, когда я стал посещать синагогальные службы, общение с раввинами перестало для меня быть экзотикой, так как они, чаще всего, были местными уроженцами и прекрасно говорили по-русски. Да и с Михаилом Турецким мы тоже через много лет встретились, когда я организовал гастроли его знаменитого коллектива в Беларуси.
Не просто так
В те годы я не только начал пробовать свои силы в концертном деле, но и оказался втянут в многочисленные культурные мероприятия, проводимые городскими властями: меня стали включать в различные комиссии, жюри, оргкомитеты и так далее. В одни я попадал как музыкант, в другие – «для количества», но никогда просто так не отбывал общественную повинность.
Времена были перестроечные, романтичные, и я с радостью откликался на любые предложения, особенно если они были связаны с какими-нибудь новыми идеями.
Продолжение следует.