Интерес возник на ровном месте
Площадь Орджоникидзе во все времена, наверное, трудно было отнести к числу самых ярких и впечатляющих объектов нашего города. Этому «центровому» месту вроде как самой судьбой была определена некая значимая роль в городской инфраструктуре, а на самом деле…
Ну, разве что только внушительная надпись, призывающая водителей и пешеходов быть внимательными на улицах города, всплывает из памяти. Хотя, если помните, еще стоял на площади привлекающий внимание скульптурный дуэт в стиле «рабочий и крестьянка», который, правда, терялся во всем этом транспортно-логистическом орнаменте вокруг: троллейбусы, светофоры, автобусы, маршрутки, остановки…
Но удивительно, недавняя информация о том, что закрывается Белорусский институт правоведения и его Могилевский филиал, находящийся именно там, как-то встряхнула и даже освежила интерес публики к самому вузу и даже этому городскому уголку. К примеру, я сразу же вспомнил о фотографиях 1970-х годов Сергея Корнеева (брата некогда игравшего в «Катках» Володи Корнеева), который вместе со своими друзьями частенько бывал на площади Орджоникидзе в брежневские времена и посиживал не только на лавочках возле того места, где уже в постсоветское время появился БИП.
В поисках более «хлебных» мест
«Сергей, поясни, пожалуйста, что вы там, на площади Орджоникидзе, могли в то время делать? – поинтересовался я у него. – Ну, не проездные же билеты у пассажиров проверять…».
Мой собеседник согласился с тем, что площадь их тоже не особо привлекала. На ней они в основном лишь встречались, чтобы потом двинутся в куда более «хлебные» во всех отношениях места: в парк Горького на танцы, в Печерск, в какой-нибудь дом культуры, на Дубровенку, на Днепровский пляж…
При этом Сергей особо отметил лишь газетный киоск, находившийся на конечной остановке троллейбуса №3. В те годы хорошую и пользующуюся спросом периодику тоже надо было доставать по блату, а в орджоникидзиевском киоске работала его хорошая знакомая, оставлявшая Корнееву, большому поклоннику футбольного клуба «Ювентус», газету «Советский спорт».
Сережа интересовался футболом, хотя занимался в секции баскетбола. У Виктора Борисова. Вспоминая этого легендарного не только для Могилева тренера, мой собеседник выделил его «авторский» стиль работы со своими воспитанниками, особенно во время контрольных игр: интонации Борисова и голосовой тембр играли в этом процессе далеко не последнюю роль. Хотя ведь по-другому добиться в спорте результатов иной раз невозможно.
Первый руководитель БИПа
Возвращаясь к Могилевскому филиалу БИПа, с которого началось наше повествование, не могу не вспомнить самого первого его руководителя – кандидата исторических наук Виктора Макаревича, которого не стало несколько лет назад.
В свое время, в 1970-х, Макаревич работал в «Машинке», был парторгом. Автор этих строк в то время там учился и в 1977 году летом находился на воинских сборах в Осиповичах. Неожиданно у вуза возникла необходимость срочно обзавестись несколькими плакатами-транспарантами известной тематики. Может, партийная конференция какая проводилась или еще что. Макаревичу было поручено найти среди студентов художников-оформителей и закрыть тему.
А где их летом сыщешь? В шаговой доступности только курсанты на сборах. Одним словом, я и еще несколько имевших необходимые художественные навыки почти младших лейтенантов запаса были командированы в Могилев на выполнение важного и ответственного задания. Мне завидовал весь наш артиллерийской взвод.
Работу мы, не напрягаясь, выполнили на «отлично» дней за пять. А Макаревич нам накинул еще столько же в качестве бонуса. За что мы тогда, естественно, были ему безмерно благодарны.
Долг платежом красен
Лет пять назад я с нашей коллективной картиной «Не забывайте своих старых друзей!» встретил Виктора Александровича на Ленинской. Совершенно случайно. Рассказал о ранее неведомых ему чувствах благодарности своих товарищей за тот давний подарок в виде дополнительных отгулов. Вместе посмеялись, потом обнялись и разошлись.
Конечно же, «шеф» с радостью сделал теперь уже свой ответный творческий шаг, став одним из рисовальщиков картины. Спасибо ему не только за это.
Пусть ТАМ ему будет хорошо!
(Продолжение следует).