Раненые святыни Краснопольщины: как Серафим Саровский предсказал чернобыльскую трагедию

554
Елена НИКОЛАЕВА. Фото автора
Есть удивительные уголки Беларуси, куда редко доезжают туристы из-за их отдаленности от областных городов. Тихий Краснопольский район, большинство деревень которого попало под выселение после чернобыльской аварии, – из их числа.

Когда-то этот край из-за обилия в почве красной глины был известен традиционным народным ремеслом – гончарством, а среди паломников – своей уникальной святыней: храмом в деревне Выдренка (один из немногих в Беларуси оставался действующим на протяжении почти всего советского периода и славится чудесными историями).

Нынешний настоятель храма отец Николай Ляшкевич встретил меня на краснопольской автостанции, чтобы показать достопримечательности района. Здесь он служит последние пять лет, стараясь не только привести его жителей к вере в Бога, но и по теории малых дел – поучаствовать в возрождении этой «раненой» земли.

11.06.2024. Краснополье. Автовокзал. Меня встречает иерей Николай Ляшкевич, настоятель Успенского храма в городском поселке и настоятель храма святителя Димитрия
11.06.2024. Краснополье. Автовокзал. Меня встречает иерей Николай Ляшкевич, настоятель Успенского храма в городском поселке и настоятель храма святителя Димитрия Ростовского в д.Выдренка

До Краснополья добираться на машине часа полтора. На автобусе из Могилева с остановками в Чаусах и Черикове я ехала 2 часа 20 минут. Ходят и маршрутки. Но если вы собираетесь посмотреть достопримечательности края, лучше ехать на своей машине, поскольку всё самое интересное находится за пределами городского поселка, часто – в отдаленных от трассы местах.

11.06.2024. Краснопольский район. На пути к Выдренке можно посетить святой источник в честь Преподобного Серафима Саровского. Обустроен Краснопольским лесхозом.
11.06.2024. Краснопольский район. На пути к Выдренке можно посетить святой источник в честь Преподобного Серафима Саровского. Обустроен Краснопольским лесхозом.

Первым делом мы выдвинулись на машине по направлению к Гомельской области, недоезжая до границы с которой находится Выдренка. В письменных источниках деревня упоминается с 1777 года. Сегодня среди православных богомольцев она известна своим деревянным храмом святителя Димитрия Ростовского 1905 года – памятником деревянного зодчества в стиле модерн. Церковь без единого гвоздя построена по проекту архитектора Растрелли. Да-да, именно он проектировал Зимний дворец в Петербурге. А то, что деревянная церковь пережила и советскую власть, и Великую Отечественную войну, оставшись единственным уцелевшим православным храмом в районе, многие уже считают чудом. Но старожилы помнят и чудеса, которые трудно объяснить без веры в Бога: исцеления людей, молившихся здесь, мироточение икон и даже видения, которые местные жители наблюдали сообща.

11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского
11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского

Пока едем в Выдренку, отец Николай рассказывает:

– Краснопольщина – край, где люди хранили веру. Храм Дмитрия Ростовского после революции закрывался ненадолго, поэтому церковная жизнь в районе не прекращалась в советские времена: сюда приезжали помолиться люди со всей округи и даже из России, граница с которой находится достаточно близко. До революции в нашем районе было 11 храмов. Сегодня мы стараемся восстановить их названия, имена священников, служивших здесь.

Знаем, что в Выдренке в 80-е годы нес послушание протоиерей Виктор Казеко (1910 г.р.). Человек удивительный. Он был осужден 2 ноября 1931 года по статье антисоветская пропаганда. Но на самом деле его арестовали за участие в домашних Богослужениях: в 30-м году закрыли храм в его родной деревне Костричи Гомельской области. Он пришел молиться в дом, где собирались верующие люди. Приехали сотрудники, арестовали. Виктору Савельевичу дали пять лет концлагерей. Как вспоминал сам отец Виктор: «А я думаю: какие такие конские лагеря? Пришлось поглядеть этот «конский лагерь».

По воспоминаниям протоиерея, которые сохранились на видео 1992 года, в Барнаул осужденных везли 30 суток. Оттуда 11 суток – до Беломорканала. 700 км шли пешком до Воркуты зимой. Виктор Савельевич Казеко был освобожден 24 мая 1936 года.

– Отца Виктора выдренские старожилы помнят точно. Люди рассказывали, что местному уполномоченному он смело говорил: «Ну что ты меня пугаешь, не трать время. Я уже столько повидал, что ты меня не испугаешь», – добавляет отец Николай.

В деревне нас встречает смотрительница храма – Валентина Иосифовна: именно бабушка Валя, как ее по-доброму называет отец Николай, ухаживает за территорией храма, встречает гостей и туристов, приезжающих в Выдренку, рассказывает им удивительную историю этого святого места.

11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского
11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского

Как можно прочитать на стенде в самом храме, строительство его началось в 1897 году. Храм построен на деньги помещицы Марии Барановской, которая во сне-откровении увидела, что «церкви скоро будут рушить, а эта устоит перед всеми напастями». Храм устоял, а Мария Барановская-Дорн была замучена большевиками в апреле 1918 года в Чериковском уезде. Тело женщины сбросили в реку. Ей было 63 года. Но сегодня местные жители хранят память об основательнице храма, молятся о ее душе, а паломники приезжают сюда с разных концов Беларуси, России и других стран.

– Когда начались гонения на Церковь, в храме сделали зернохранилище, ссыпали сюда пшеницу, которая потом сгнила. А после войны храм в Выдренке один из немногих в Беларуси снова стал действующим, – рассказывает Валентина Иосифовна.

11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского. Отец Николай и смотрительница храма Валентина
11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского. Отец Николай и смотрительница храма Валентина

Аутентичное убранство церкви почти домашнее и уютное, несмотря на смешение всевозможных стилей. Уходить отсюда не хочется – атмосфера у храма особая. Видно, что местные жители собирали и хранили церковную утварь с любовью и трепетом.

Здесь же хранится икона Божией Матери, простреленная навылет, – такой след оставила война 1941-1945 гг. Но не только этот. На территории храма есть братская могила, где похоронены 72 советских воина.

11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Братская могила на территории у храма святителя Димитрия Ростовского
11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Братская могила на территории у храма святителя Димитрия Ростовского

– Во время Великой Отечественной войны и сам храм был поврежден, – рассказывает отец Николай, пока мы поднимаемся по лестнице на колокольню. – Говорят, что при отступлении фашистов на колокольне засел немецкий снайпер. Во время штурма деревни советской армией сначала хотели уничтожить его, ударив по храму из артиллерийских орудий. Но благодаря милосердию советских воинов было принято решение не разрушать церковь, а поджечь сараи и под покровом дыма изгнать захватчиков.

Лестница на крышу увешана иконами из «красных углов» деревенских хат – после смерти хозяев или их отъезда люди приносили домашние иконы в церковь. Кстати, колокольня здесь тоже удивительная: вместо колоколов используются бывшие корпуса авиабомб, найденные уже после Великой Отечественной войны. Мне даже разрешили позвонить в них – звук необычный, но действительно похож на колокольный.

11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. В храме святителя Димитрия Ростовского колоколами служат обрезки корпуса авиабомб со времен войны 1941-1945 гг.
11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. В храме святителя Димитрия Ростовского колоколами служат обрезки корпуса авиабомб со времен войны 1941-1945 гг.

Как рассказала смотрительница храма, любимая икона прошлого настоятеля отца Виктора, почившего в 2020 году, – образ Преподобного Серафима Саровского. Однажды он зашел в храм и услышал благоухание. Священник увидел, что по иконе святого стекало миро. Старожилы деревни говорили ей, что миро тогда выступало и на стенах храма. А в 1986 году прихожане и священник видели, как икону Преподобного окутало облако. Местные восприняли это как знак. Вскоре стало понятно, к чему он был.

11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского. Образ Серафима Саровского, который в 1986 году, по рассказам местных жителей, окутало
11.06.2024. Краснопольский район. Выдренка. Храм святителя Димитрия Ростовского. Образ Серафима Саровского, который в 1986 году, по рассказам местных жителей, окутало облако.

Случилась Чернобыльская авария и радиационное облако накрыло 86 сел района – впоследствии их жителей расселили по Беларуси, а деревни были закопаны. Сейчас на их месте растут леса. А Выдренка, оказавшаяся в эпицентре радиации, сохранилась, и местные уверены – только благодаря храму и молитвам его земных и небесных заступников. Сегодня в деревне осталось немного жителей – до сорока человек. А до аварии на ЧАЭС это была большая деревня на 600 дворов.

11.06.2024. Краснопольский район. Святой источник Димитрия Ростовского в Выдренке. Говорят, здесь исцелилась женщина от грыжи на межпозвоночном диске. И такой случай
11.06.2024. Краснопольский район. Святой источник Димитрия Ростовского в Выдренке. Говорят, здесь исцелилась женщина от грыжи на межпозвоночном диске. И такой случай исцеления не еденичный

Часто на дорогах Краснопольского района можно увидеть знаки, предупреждающие о радиации. Места здесь, по меркам жителей столицы и областных городов, глухие. Но тем интереснее узнать, сколько всего интересного сохраняется силами местных жителей, любящих родную землю, несмотря ни на что.

На обратном пути в городской поселок заехали с отцом Николаем в строящийся деревянный храм памяти новомученика Александра Саульского в одной из исчезнувших с карты деревень района.

11.06.2024. Краснопольский район. Строящийся храм священномученика Александра Саульского.
11.06.2024. Краснопольский район. Строящийся храм священномученика Александра Саульского.

– В нашем районе жил, служил и трудился священномученик Александр Саульский (1876 г.р.), – рассказывает отец Николай, пока мы осматриваем новый деревянный храм и облагороженный источник рядом с ним. – Батюшка в дореволюционное время закончил Могилевскую духовную семинарию, после окончания которой служил в Троицком храме деревни Мхиничи, на месте которой мы находимся. Далее нес послушание полкового священника, был награжден крестом на Георгиевской ленте за свои труды на фронте в годы Первой Мировой войны, помогал раненым. Был переведен в город Тихвин (Ленинградская область), где служил благочинным. Там и был арестован в 1934 году и осужден на заключение. В лагере он был арестован повторно, отказался давать какие-либо показания, оговаривать себя и других, отказываться от своих убеждений. 1 июня 1938 года был расстрелян в тюрьме Благовещенска. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Сегодня храм его памяти построен на месте бывшей Троицкой церкви, где отец Александр когда-то был настоятелем. Начинал это строительство еще отец Виктор, служивший до меня в Выдренке. Мы продолжаем его дело. Осталось завершить внутренние работы, отливы, доделать водосточную систему. Вроде, немного, но из-за отсутствия средств работа идет медленнее, чем хотелось бы. Будем рады всем желающим поучаствовать в строительстве храма.

11.06.2024. Краснопольский район. Знак радиации. Поворот на выселенную деревню Готовец.
11.06.2024. Краснопольский район. Знак радиации. Поворот на выселенную деревню Готовец.

Едем дальше. А вот и тот самый знак радиации – поворот в еще одну исчезнувшую отселенную деревню под названием Готовец. Сегодня в память о деревне в самом ее центре установлен крест. По рассказам отца Николая, деревня была огромной. Здесь жило больше тысячи жителей, была своя школа, сельхозартель, стадион.

Краснопольский район. В память о выселенной деревне Готовец установлен крест.
Краснопольский район. В память о выселенной деревне Готовец установлен крест.

– Чернобыльские события остались огромной болью в жизни нашего района, – говорит отец Николай. – Даже если меня лично, как человека приезжего, это не коснулось, я могу понять людей, переживших отселение из родных мест, родительских домов, куда они уже больше вернуться не могут. Сам не живя в родном городе 10 лет, приезжаю в свой двор к родителям, сажусь на скамеечку и меня переполняет море сентиментальных чувств. Как бы я себя ощущал, если бы понимал, что этого места больше нет?

Именно поэтому местные жители стараются сохранять память об исчезнувших деревнях. Трагедия до сих пор отзывается болью у краснопольчан, ведь население района уменьшилось тогда на 10 тысяч человек, что не могло не сказаться на его социальном и экономическом развитии. Но жизнь в Краснополье продолжается. И молодые люди надеются на возрождение своего края.