Трест (вернее, его зал), который чуть не лопнул
Валера Катков закончил петь, в очередной раз смахнул со лба постоянно «съезжающую» челку и на шаг отступил от микрофона. Потом снова приблизился к нему, неспешно обвел взглядом под завязку заполненный публикой зал второго этажа треста №12 и с неким особым придыханием произнес: «Наш басист Женя Корнеев уходит в армию. Вернется через два года. Сейчас мы исполним последнюю песню с его участием».
Зал буквально взвыл от услышанного. Первые аккорды утонули в человеческом гуле. Кто-то даже громко взвыл, пытаясь спародировать вопль Тарзана. Шел 1974-й год.
После того как песня закончилась, место бас-гитариста «Катков» Евгения Джона Корнеева на сцене занял молодой человек по кличке Малина. Танцевальный вечер перевалил за свой экватор.
Сегодня уже доподлинно не установить, какой была та последняя, доармейская, композиция с участием Джоника. Его однофамилец, Сергей Корнеев, брат также игравшего в «Катках» Володи Корнеева, склонен считать, что прозвучала одна из композиций популярной в те годы венгерской группы «Иллеш» («Illes»). Но то, что в тот запоминающийся вечер зал «стоял на ушах» (как, впрочем, и в большинстве тех случаев, когда на танцах играли «Катки») – это точно.
Скрывать не буду, вышеописанный эпизод с участием Валерия Каткова я использовал в качестве своеобразного пролога в основном для того, чтобы, так же, как и он, очередной раз смахнуть со лба постоянно «съезжающую» челку, на шаг отступить от воображаемого микрофона, потом снова приблизиться к нему и с неким особым придыханием произнести: «Друзья! Завтра, 16 июня, вашему старому другу Валерию Каткову исполняется ровно 70 лет!».
Думаю, эта краткая, но содержательная информация достойна такого пафосного вступления. Уверен, большинство могилевских «семидесятников» со мной согласится.
В подъезде дома Герцевой бани
Возвращаясь в те приснопамятные семидесятые годы, не могу удержаться от искушения чуть-чуть продолжить (со слов и подачи, опять же, Валериного старого друг Сергея Корнеева) этакое жизнеописание главного героя, со своим ансамблем перевернувшего «космос» в дни нашей молодости.
Вот еще один малоизвестный широкой публике сюжет, который развернулся в подъезде дома, в прошлом называемого Герцевой баней (это на том месте Пожарного переулка, где еще недавно было кадетское училище; семья Катковых жила в квартире на втором этаже последнего подъезда).
Сидят, значит, на ступеньках «Катки» с Валерой во главе, бездельничают… И вдруг в подъезд влетает некий поклонник ансамбля и начинает настойчиво «впаривать» всем присутствующим идею о том, что им обязательно нужно включить в репертуар одну очень понравившуюся ему песню Чеслава Немена. Попутно он напевает мелодию, путаясь, проговаривает текст. Этакий самопровозглашенный менеджер и продюсер в одном лице.
Короче, речь шла о композиции «По диким степям Забайкалья», которую в самом деле перепел тогда Чеслав Немен. И которая в самом деле заинтересовала «Катков», взявших его в свою «ротацию». Более того, текст песни Валере надиктовала его мама, знавшая русский фольклор, все-таки семья Катковых приехала в Могилев с Урала, где наш герой (как и знаменитый «песняр» Владимир Мулявин) и родился.
Единственное, что вызвало последующую дискуссию молодых музыкантов – это то, в каком стиле исполнять песню, в роковом или балладном. В концов остановились на первом, рок-варианте. И это в самом деле сработало: получился своеобразный хит танцплощадки в парке Горького, где тогда летом играли «Катки».
К слову, функции клавишника на тот момент были возложены на молодого человека по кличке Сава, приезжавшего к танцплощадке на мопеде. Естественно, Сава парковал свое средство передвижения неподалеку от места работы, прямо за сценой: а то ведь угонят. Ну, а его товарищи, прикола ради, периодически заводили мопед. Прямо во время танцевального вечера. Пусть и не громогласный, но все-таки рев транспортного средства очень нервировал хозяина, в тот момент обычно занятого музицированием. Друзей-музыкантов, наоборот, все это смешило и даже вдохновляло.
А вот об этом история не умалчивает
Если уж мы вспомнили про маму Валеры Каткова, то надо бы указать еще на одну забавную деталь истории ансамбля: первые барабанные палочки ударнику группы Толику (Исааку) Кирееву выстрогал кухонным ножиком его папа. История умалчивает, какую породу дерева он использовал. Хотя ответ, скорее всего, ответ зашифрован в известной песне про юного барабанщика, который, если вы не забыли, «в руки палочки кленовые берет».
Одним словом, как и у всякого уважающего себя ансамбля, у «Катков» всего хватало: приколов, проблем, неувязок, успехов… Что можно сказать и о судьбе, сольной карьере их лидера, в какой-то момент ставшего в нашем городе легендой поколения. Без всякого преувеличения.
Продолжение следует.