Светлане Зере 40 лет, она родилась в Бобруйске, жила на ул. Минской, 19, окончила бобруйскую среднюю школу №27. Сейчас она живет в Минске, и ее знают во многих уголках земли как предпринимателя из Forbes, блогера с аудиторией в 110 тысяч подписчиков и крупнейшего представителя компании doTerra в Беларуси.
Зачем человеку, у которого, кажется, весь мир на ладони, делать сайт для маленькой деревушки на Глусчине?
«Это земля моих предков»
– Заполье – это земля моих предков, – просто отвечает на этот вопрос Светлана. – Я в Заполье с самого рождения: мое детство и юность прошли здесь. Сейчас здесь и мой дом, пока еще только на теплое время года, но впереди у меня большие планы. Для меня это место силы, которое дает умиротворение.
– Я была удивлена, что в Беларуси никто не собирает информацию о своих предках, – продолжает собеседница. – Да, люди изучают свой род, составляют генеалогическое древо, но вот чтобы собрать историю всех семей, живших в родной деревне, поговорить с каждым жителем, воссоздать общую картину жизни в разное время – такого я еще не встречала. Порой, мы не понимаем, почему мы сталкиваемся с проблемами или, наоборот, с суперспособностями, почему у нас тот или иной сценарий жизни... Именно потому, что мы не знаем общую картину: в какой обстановке жили наши предки, как их воспитывали, с кем они дружили и общались, как они преодолевали проблемы.
Когда люди начинают интересоваться историей своей семьи, они смотрят на свои родные места по-другому, считает Светлана.
– Некоторые даже покупают дома в чужих деревнях и уезжают туда жить!
«У меня несколько человек спросили: "Что ты с этого имеешь?"»
К слову, прежде чем появился сайт, у Светланы появилась идея вернуть к жизни дом ее предков в Заполье. После смерти бабушки он остался в удручающем, нежилом состоянии.
– А я очень хотела возвращаться в деревню, привить любовь к ней своим детям. Бизнес позволил мне заработать средства на ремонт. (К слову, восстановление старого дома – дело очень затратное, и мне оно обошлось в 20 тысяч долларов). Я восстановила бабушкин дом, а сейчас на этой земле строю новый, более комфортный. Знаете, у меня несколько человек спросили: «Что ты с этого имеешь?» К сожалению, у многих фокус внимания заточен только на потребление. Мы мечтаем о новом смартфоне, о новой машине – это неплохо, конечно же. Однако важно не забывать, что есть базовые вещи, такие, как родная земля, которая нас кормит и из которой мы вышли. Если у человека нет своего кусочка земли, нет связи с родом, то у него и стрессы, и депрессии.
– У меня были очень хорошие бабушка и дедушка – Анна Викторовна и Валентин Назарович Климовы, – вспоминает Светлана Зере. – Бабушка была родом из Заполья, а дедушка – из соседней деревни Калатичи. Бабушка была много лет директором оптовой базы «Бакалея» в Бобруйске. Именно она научила меня много трудиться и зарабатывать деньги, научила честности и хорошему отношению к людям, к своим подчиненным. Когда она уходила на пенсию, ее многие коллеги даже плакали.
«Мне написала девушка, которая живет в США – ее бабушка жила в Заполье»
Почему именно сайт? На этот вопрос Светлана Зере отвечает:
– Изначально у меня была мысль сделать книгу. Но это очень дорого, и тираж будет малым. Сайт будет доступен бесплатно абсолютно всем: потомкам жителей Заполья и в США, и в России, и в других странах, а также всем, кому интересно почитать историю нашей деревни. После того, как я сделала в своем блоге анонс, что сайт заработал, мне написала девушка, которая живет в США – ее бабушка жила в Заполье.
Самой большой проблемой, признается собеседница, было найти помощника в этом деле, который жил бы в непосредственной близости к Заполью и мог приезжать в деревню и делать интервью с жителями. Такой человек нашелся в Глуске. Журналист Ольга Янушевская тоже прониклась идеей и на протяжении 9-ти месяцев собирала материал для будущего сайта.
Сейчас на zapolle.by собраны более 30 интервью с теперешними и бывшими жителями деревни. Самому старшему сейчас 88 лет. А он рассказал и о своих бабушках! То есть, удалось собрать воспоминания, которым уже больше 100 лет.
«Оказывается, это был Петр Миронович Машеров!»
Интересных моментов в рассказах запольцев оказалось много. К примеру, бывший житель Заполья Николай Михайлович Дещеня рассказал, как его отец встретился с Петром Машеровым.
– Михаил Фомич был комбайнером. Однажды он работал возле бывшего хутора Цагельня. Вдруг туда подлетает вертолет и садится прямо на сжатое поле. Из вертолета выходит мужчина в плаще и – прямиком к Михаилу Дещене. Тот заглушил комбайн и насторожился: ситуация непонятная. А мужчина поздоровался, стал расспрашивать про дела. Оказывается, это был Петр Миронович Машеров! Он летел в Глуск к женщине, с которой они вместе воевали, и по дороге в разных местах приземлялся и разговаривал с обычными людьми.
Еще один интересный факт – поэт из Бобруйска Владимир Малевич, оказывается, родом из Заполья.
А еще запольские жители были одними из первых в Глусском районе, кто отправился в конце 1950-х осваивать целину в Казахстан.
Есть примеры, когда запольские парни поступали в мореходные училища и ходили на торговых судах, бывая в разных странах мира. Например, Семен Кирдун в Канаде, в порте Ванкувер, даже вместе со своей корабельной командой играл в хоккей с канадскими моряками.
«Говорят, как будто опять побывали в своем запольском детстве»
После запуска сайта про деревню Светлане поступило немало положительных отзывов.
– И те, кто родился в Заполье, но уехал из деревни, и дети, внуки благодарят. Говорят, что после прочтения как будто опять побывали в своем запольском детстве. Я надеюсь, что это будет для них стимулом приехать на родину предков в ближайшее время. А некоторые, может быть, вспомнят, что у них здесь стоят заброшенные дома.
Свой сайт Светлана Зере планирует развивать и дальше:
– Хочу каждый год добавлять в раздел «Блог» информацию, что сегодня происходит в деревне, например, «Деревня в 2024-м» и так далее. Чтобы через 20 лет мы могли видеть, как менялась она, ее природа, например, где раньше были луга, теперь растет лес, где был крутой изгиб Птичи – теперь русло выравнивается. И таких моментов, которые подмечают живущие в деревне люди, много.
Сама она, например, узнала, что самым большим праздником на протяжение веков в Заполье были Покрова – здесь проходил кирмаш, со всего района съезжались гости.
– И в этом году мне хочется на Покрова сделать в деревне для всех жителей праздник, возродить эту традицию, – мечтает собеседница.
«Москвич Андрей Уфимцев восстановил дом прадеда»
– Светлана, создать такой сайт про свою деревню – дело дорогостоящее? – интересуюсь у собеседницы.
– На сайт у меня был бюджет – 350 долларов. Нашелся парень из Нальчика, он не просто сделал сайт, а еще, увидев тематику, добавил бесплатно много разных плюшек. Сказал: «Я прочитал несколько интервью и понял, каким мощным социальным проектом вы занимаетесь!» Например, на сайте есть интерактивная карта. Возле деревенских домов стоят метки со ссылкой: кликни и читай интервью живущего или жившего там человека.
– Какие советы вы могли бы дать энтузиастам, которые захотят сделать такой же проект, задокументировать историю своей родной деревни?
– С радостью поделюсь своим опытом – пишите мне в Инстаграм: @zeresvetlana. Кстати, с один таким энтузиастом я уже несколько лет общаюсь, это москвич Андрей Уфимцев. Его предки жили в деревне Косаричи Глусского района. Я прочитала, что он восстановил дом прадеда и начал возрождать деревню, нашла его контакты и написала ему. Он пригласил меня в гости в Косаричи. Я съездила, посмотрела, вдохновилась. Мы с ним и сейчас общаемся. Очень активный человек – кроме своего дома, восстановил сельский клуб, сделал там культурный центр. С подачи Андрея возвращаются в деревню потомки косаричан, даже из Москвы, покупают там домики, ремонтируют, и деревня оживает.
В деревне Турки Глусского района тоже восстанавливаются дома. Я заезжала как-то посмотреть и познакомилась с девушкой из Бобруйска, Оксаной Мицкевич. Мы с ней тоже общаемся.
Вечные ценности
– Вы строите новый дом в деревне, значит, есть планы переехать в Заполье? – спрашиваю Светлану.
– Конечно. Я чувствую, что в какой-то момент мне захочется здесь проводить больше времени, чем в Минске. У меня есть возможность жить в любой стране мира (я работаю удаленно), но я очень люблю Беларусь, по-моему, это самая лучшая страна для жизни, а Заполье – это вообще самое лучшее место на Земле! Мы приезжаем сюда, проводим здесь выходные. Младшие сын и дочь играют на свежем воздухе. Я сознательно в городе не вожу 5-летнюю дочку Катю в развлекательные центры, где все готовое, и не работает детское воображение. Я хочу, чтобы мои дети учились создавать свои игры, где они будут и режиссерами, и актерами, а не играли в чужие. Это возможно здесь, в деревне.
– Вообще, у меня большие планы на Заполье, – продолжает Светлана. – Хочу построить здесь недалеко базу отдыха. Не для шумных компаний –маленькие кемпинги, которые, возможно, будут называться «Тишина»...
В Бобруйске тоже живет очень много выходцев из Заполья. Я хочу, чтобы они возвращались в деревню, приводили в порядок свои участки и возрождали это место. Собственно, не только бывшие запольцы, а кто угодно. В деревне тоже есть жизнь!