Про Сергея Пыжанкова сайт Magilev.by писал в марте 2022 года: он рассказывал про свой опыт выращивания тюльпанов в том самом здании школы, которое купил на аукционе. Тогда же он рассказывал, что в дальнейшем есть желание заняться выращиванием зелени и картофеля.
«Твоя картоха – фигня, ягода – вот это тема!»
– В Шклове при закупке тары для транспортировки тюльпанов я познакомился с парнем из Пинщины. В разговоре рассказал про свои планы, а он мне: «Твоя картоха – фигня, ягода – вот это тема!». Пригласил к себе: показал свои парники и рассказал в деталях про этот бизнес. И я загорелся, – рассказывает Сергей.
Вернувшись, он составил бизнес-план и расписал последовательность действий.
– Во дворе школы подготовил два участка под парники: построил фундамент, сформировал земляные валы и осенью посадил рассаду клубники, закупил которую на Пинщине. Зимой в спортивном зале здания школы сварил металлические конструкции для парников, покрасил их, и как только сошел снег, установил на фундамент. Накрыл пленкой. В прошлом году у меня было два пробных парника – хотел проверить на практике, что и как работает. В 2024-м уже 5 участков, на которых высажено 13 тысяч кустов клубники, в том числе 3,5 тысячи – в открытом грунте, – констатирует фермер.
В нынешнем сезоне в парниках первая ягода созрела уже в середине мая, к концу месяца собрал первый урожай и на грядках без укрытия.
Все ягодные плантации Сергея засажены одним сортом – Альба.
– Это итальянская селекция: сорт устойчив к болезням, у него высокая урожайность, хорошо переносит транспортировку, – перечисляет преимущества собеседник.
«Чем накрыть парник ? Сел и посчитал…»
Он признается, что опыт функциональности парников изучал тоже на Пинщине: варианты покрытия, устройство полива. А остальные тонкости – дело опыта.
– Чем накрыть парник – поликарбанатом или пленкой? Сел и посчитал. Оказалось пленкой выгоднее – и не только в финансовом плане, – делится опытом Сергей. – Поликарбонат в 10 раз дороже и для его установки ширина между дугами парника должна быть 60-70 см при 2 метрах для пленки, то есть нужно почти в три раза больше металла.
К тому же, как оказалось, пленка гораздо проще снимается с конструкции на зиму. Правда, если она качественная.
– Первый год принципиально покупал только отечественную пленку, но она не оправдала моих надежд: уже к концу сезона начала рассыпаться. Для сравнения купил израильскую и турецкую шириной 12 м, и был удивлен ее отличием при заявленных одинаковых характеристиках: даже визуально и наощупь отличается, – рассказывает фермер, перечисляя плюсы импортной: есть возможность купить практически любой ширины и длина под запрос покупателя. Отечественная же имеет только несколько вариантов ширины и продается в рулонах определенной длины, а если нужно меньше, остаток не отрезают, то есть платишь за рулон.
И все эти издержки ложатся на стоимость килограмма, выращенной ягоды.
– Там же на Пинщине узнавал у опытных клубниководов и про состав грунта, и про варианты подкормки и систему автоматизации процессов. Удобрение использую белорусское и только водорастворимое, полив – капельный. Пленочное мульчирование позволяет уменьшить время на прополку. В итоге за пятью участками клубники уход осуществляет три человека. Своими силами и реализуем ягоду на рынке в Шклове. Первую, с середины мая, продавали по 14 рублей, но с появлением ягоды с открытого грунта цена снижается, – делится Сергей.
«Прибыль та же, а трудозатраты?»
И поясняет, почему не планирует в ближайшее время увеличивать количество парников и нанимать рабочих:
– Многие производители, например, той же клубники, ставку делают на объемы: первый год гектар под нее отводят, второй – уже три, третий – пять. В результате нет возможности самостоятельно выращенный урожай реализовать. И свои полномочия они делегируют так называемым перекупам. А потом жалуются, что те занижают цену до минимума, лишая их достойной прибыли. Глядя на это, мучаюсь вопросом: а зачем так делаете? Условно говоря, можно вырастить 2 тонны ягод и продать по 10 рублей за килограмм самостоятельно, а можно 10 тонн, а продать по 5-6 рублей на опт. Прибыль та же, а трудозатраты? Может, стоит выращивать столько, сколько в состоянии продать самостоятельно. Если все производители выйдут на такое плато, перекупы вымрут, как звено, кстати, очень успешно паразитирующее на фермерах. В итоге что получается: производитель, продающий ягоду на опт, год ухаживает за ягодой и имеет рубль прибыли с килограмма, а перекупщик – 4 рубля. Он же часто возмущается: если бы не я, ты бы не реализовал свою продукцию. Но если бы не я, не мой труд и не моя ягода, тебе бы нечего было продавать. Я год тружусь, чтобы заработать за сезон продолжительностью тридцать дней, а он наблюдает за процессом со стороны, а за месяц зарабатывает себе на год благополучной жизни…
По словам Сергея, наем дополнительных рук во время посадки клубники или сбора урожая – еще одна проблема. В сельской местности трудоспособного населения практически не осталось. А то небольшое количество имеющегося поражено «зеленым змием».
– С такими людьми планировать свою работу очень тяжело, такой работник неожиданно в самый неподходящий момент может пропасть на неделю, а сбор ягоды не может ждать. Поэтому я остановился на варианте – семейный бизнес: я и мои родители. Отцу моему 77 лет, маме – 70, но силы, к счастью, у них еще есть, поэтому обходимся тремя парами рук, – констатирует Сергей.
Например, сбор ягоды занимает примерно 2-3 часа рано утром. Давая возможность родителям отдохнуть в полуденную жару, торговать он ездит самостоятельно.
«Когда рынок государство не контролирует, появляются крепкие и дерзкие «ребята»…»
Интересуюсь, почему площадкой для реализации выбран Шклов, а не Могилев, например, где, наверняка, спрос выше? К тому же Могилев – родной для Сергея город.
– Это еще одна проблема. В районных центрах ее нет: достаточно подготовить необходимый пакет документов, и выбирай любое из выделенных мест для реализации своей продукции. В Могилеве сдачей в аренду участков занимается Дорожно-мостовое предприятие (ДМП). В 2023 году оно заключало договор сначала с производителями, например, тюльпанов, а потом с остальными физическими лицами. А в 2024 году это решение отменили. Я 12 февраля записался на прием к гендиректору ДМП Денису Стрельцову попросить лично вернуть все к тому варианту, который был в 2023-м. Ведь, когда рынок государство не контролирует, появляются крепкие и дерзкие «ребята» и начинают диктовать свои условия. В нашем случае они завели тетрадку и вписали всех своих в очередь. А встречая у двери кабинета ДМП нас, производителей, уведомляли, что в списке желающих уже 80 человек, – не скрывая возмущения, вспоминает события начала 2024 года Сергей.
По его словам, Денис Стрельцов отказался вмешиваться в процесс, объясняя это тем, что его действия могут быть расценены, как коррупционные. В итоге договора аренды на остановках Могилева заключали согласно списку в тетрадке. «Ребята» контролировали процесс посещения кабинета ДМП, а его специалисты делали вид, что ничего не замечают.
– Я как производитель тюльпанов получил место для продажи цветов по остаточному принципу, – резюмировал Сергей.
После такого отношения к себе желания торговать в родном Могилеве у него не осталось.
При этом он признается, что опыт выращивания клубники его еще раз убедил, что труд на земле позволяет жить в достатке и приносит моральное удовлетворение.
– За эти несколько лет я привык принадлежать сам себе, распоряжаться своим рабочим временем, все решать самостоятельно и нести за это ответственность. Да, седых волос стало больше на моей голове, но я от всего, что делаю, получаю истинное удовольствие – всегда так хотел работать.